Преодоление нарушений письменной речи учащихся в процессе взаимодействия логопеда и учителя начальных классов

На сегодняшний день исследователи в области специальной педагогики и психологии уделяют пристальное внимание модернизации подходов к обучению, воспитанию и развитию детей с особыми образовательными потребностями, постоянно совершенствуя методы и способы коррекционного воздействия (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова и др.) Для наиболее эффективного осуществления коррекционного процесса педагогам и логопедам необходимо учитывать возрастные закономерности и особенности развития детей [3].

Наибольшую группу среди детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с нарушениями письменной речи – дисграфией. Данная проблема встречается у 38% учащихся начальных классов массовой школы, что составляет значительный процент среди других недостатков речи. По мнению А.Н. Корнева, дисграфия становится серьезным препятствием на пути овладения грамотой учащимися начальных классов, в среднем и старшем звене она препятствует усвоению грамматики родного языка [2].

Исследования О.Е. Грибовлй, Л.Н. Ефименковой и других, показали, что процесс возникновения дисграфии взаимосвязан как с речевой патологией, занимающей ведущее место среди причин ее возникновения, так и с особенностями развития чувственного и осознанного уровней познания звуковых и структурных составляющих родного языка, а также познавательных функций учащегося, которые принимают активное участие в формировании функциональной системы письма, что позволяет расширить круг смежных дисциплин, и соответственно, число специалистов, работающих над данной проблемой [2].

Проблема нарушения письменной речи у детей, прежде всего, начальных классов, разрабатывается на основе системного подхода, который опирается на достижения логопедии, психолингвистики, логопсихологии и других наук.

П.К. Анохин, Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Э.Г. Симерницкая, О.Н. Усанова, Г.В. Чиркина и др. в своих исследованиях отмечают, что трудности с решением отдельных оптико-пространственных задач могут возникнуть и у школьников с нормальным психическим и речевым развитием [3]. У детей, имеющих недостатки речевого развития, такие представления, длительное время оставаясь фрагментарными, не находят своего в слове, наглядных или графических средствах, что не может обеспечить фундамент для овладения письменной речью. Несмотря на актуальность данной проблемы, специальные исследования в данной области практически не ведутся, и представлены единичными работами (С.В. Коноваленко и др.).

Т.Н. Волковская, О.В. Калягин, Т.Н. Князева, С.В. Коноваленко считают, чтобы преодолеть дисграфию, имеющую в своем анамнезе нарушения различного генезиса, совместно с логопедической работой необходимо осуществлять и психолого-педагогическую коррекцию, основной задачей которой является формирование и развитие функциональной базы письма. Это же касается и формирования полноценных базисных оптико-пространственных ориентировок [1]. Данная коррекционная работа осуществляется в традиционной форме на логопедическом пункте, поскольку ученики начальных классов с дисграфией обучаются в массовой общеобразовательной школе.

Чтобы преодолеть нарушения письменной речи у младших школьников, необходимо тесное сотрудничество, прежде всего учителя-логопеда и учителя начальных классов. Оно будет осуществляться наиболее эффективно, если осуществлять специально организованную педагогическую работу, основанную на комплексном развитии фонетического и фонематического компонентов письменной речи, формируя актуальный уровень операциональных компонентов письменноречевой деятельности, используя интернет-технологии. Таким образом, все вышеуказанное позволило определить цель эмпирического исследования.

Цель нашего эмпирического исследования заключалась в определении уровня сформированности процесса письма у младших школьников, в выявлении у них характеристики и частоты дисгафических ошибок в письменных работах, с учетом овладения детьми моторными навыками, степени сформированности фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При проведении исследования письменной речи младших школьников использовались задания на исследование навыков письма, чтения, знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умение применять их в учебной практике.

Базой нашего исследования является МАОУ «Сотниковская СОШ» Иволгинского района Республики Бурятия. В исследовании приняло участие 10 учащихся 3-х классов. Возраст учащихся — 10 – 11 лет. Экспериментальная работа по исследуемой проблеме проходила в три этапа. Констатирующий эксперимент был направлен на определение уровня сформированности процесса письма у младших школьников. Во время формирующего этапа исследования нами был разработан и апробирован комплекс мероприятий, направленный на осуществление взаимодействия логопеда и учителя начальных классов в процессе преодоления нарушений письменной речи учащихся начальных классов.

Контрольный эксперимент позволил определить эффективность выдвинутых нами психолого-педагогических условий.

Наиболее типичными ошибками, которые допускают в письменных работах учащиеся начальных классов, являются следующие:

  1. Ошибки звукового состава: замены согласных, замены гласных, пропуски гласных, пропуски согласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.
  2. Лексико-грамматические ошибки: замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо букв, общее искажение букв
  3. Графические ошибки: замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо букв, общее искажение букв.
  4. Ошибки на правила правописания: правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных, правописание мягких согласных, правописание безударной гласной в корне слова (двухсложные слова).

Таким образом, при обследовании звукопроизношения у учащихся 3-го класса были выявлены следующие основные причины нарушения письменной речи: детей недоразвитие обследовании познавательной когнитивной деятельности, обследовании выявились несформированность речеслуховой артикуляторно дифференциации, нарушение несформированность нарушения речевой сложных моторики. У При учащихся также были выявлены познавательной нарушения произношения нарушения нарушения артикуляторно нарушения — сложных При звуков: познавательной сложных свистящие, шипящие, нарушения выявлены реже сонорные.

Обследование письменной речи учащихся младших классов позволило сделать вывод, что наиболее частыми видами ошибок являются замены, пропуски, смещения букв, обозначающих при письме звуки, сходные по артикуляции и звучанию. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок переносит свое дефектное произношение и на письмо, что может проявляться в заменах и пропусках букв, которые соответствуют аналогичным ошибкам и в устной речи.

Далее нами был разработан и апробирован комплекс мероприятий, направленный на осуществление взаимодействия логопеда и учителя начальных классов в процессе преодоления нарушений письменной речи учащихся начальных классов. Комплекс мероприятий, направленный на взаимодействие специалистов включал в себя: участие в методическом объединении, во время которых учитель-логопед знакомит учителей начальной школы с результатами диагностики, ошибками, наиболее часто встречающимися в письменных работах детей; проведение индивидуальных бесед по вопросам зачисления детей на логопедический пункт; комплексную педагогическую работу, направленную на взаимосвязанное развитие фонетического и фонематического компонентов письменной речи; совместные консультации родителей; выработку единых требований к учащимся; информирование учителей о содержании коррекционной работы с детьми; обучение методам контроля правильной речи детей и ее активизации; изготовление для учителей памяток по определению логопатических ошибок; взаимодействие с учителями с помощью интернет – технологий с целью своевременного информирования и просвещения учителей начальных классов.
В процессе формирующего эксперимента были разработаны психолого-педагогические условия, способствующие преодолению нарушений письменной речи учащихся в процессе взаимодействия логопеда и учителя начальных классов.

Литература

  1. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2018. – 157 с.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей — СПб.: Речь, 2013 — 330 с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: 2015. — 240 с.

Батуева Арюна Мункоевна
студентка
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *