Проект «Логопедическое портфолио дошкольника»

Малыш!
Огромный мир перед тобою!
Что стоишь?
Дай руку мне, не бойся !
Сделай шаг!
Прими весь этот мир !
Да будет так!
Узнай богатство речи, бытия…
Шагай, малыш! Учись!
А рядом буду я!

Л.Г.Шмакова

1.Вступление.

Логопедическое портфолио дошкольника – это накопительная система личных достижений дошкольника в разнообразных видах  речевой деятельности, собираемой за курс  логопедических занятий ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет планировать, отслеживать, целенаправленно собирать, систематизировать речевой материал, а также речевые навыки и умения ребёнка.  Логопедическое портфолио дошкольника позволяет вести систему  оценки, вести рейтинг оценивания — фиксировать индивидуальные неповторимые проявления ребёнка  при  прохождении курса  логопедических занятий.

2.Участники проекта: ребёнок, родители, логопед,  специалисты детского сада:  педагог психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической  культуре, дефектолог, воспитатели .

3.Продолжительность проекта — долгосрочный проект. Логопедическое портфолио формируется  у дошкольников с проблемами в речевом развитии, при которых курс коррекции составляет от трёх месяцев до двух-трёх лет.

4.Цель проекта – создание логопедического портфолио дошкольника, как пакет личных достижений дошкольника в области преодоления речевых недостатков.

5.Задачи

  • определить форму и содержание портфолио;
  • привлечь родителей воспитанников, специалистов детского сада к активному взаимодействию по оформлению портфолио;
  • активизировать взаимодействие в системе «педагоги-ребёнок-родители»;
  • обеспечить результативность логопедического воздействия;
  • обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе;
  • повысить самооценку ребёнка.

6.Новизна проекта

Новизна проекта состоит в его узкой, но от этого не менее важной специфичности. Изучение методической литературы, ознакомление с интернет- ресурсами указывают на общее содержание  портфолио дошкольников, которые в лучшем случае содержат логопедические странички. Предлагаемая  форма  логопедического  портфолио целиком и полностью посвящена той части образовательного маршрута  ребёнка, где он взаимодействует с логопедом,  получает  логопедическую помощь .

  1. Методы
  • метод наблюдения
  • практический

8.Реализация проекта

Реализация проекта предусматривает четыре этапа.

1 этап: организационно — подготовительный — формирование самой структуры портфолио, знакомство участников формирования портфолио с его структурой, целевым назначением, прогнозирование результата.

2 этап: — стратегический  — выбор стратегии воздействия направлений  содержания портфолио в соответствии с  результатами логопедического обследования и индивидуальной коррекционной программой.

3 этап: реализационный – заполнение портфолио специалистами, родителями, детьми, воспитателями.

4 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация.

Планируемые результаты:

  • повышение  речевой компетентности дошкольника
  • повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;
  • повышение уровня речевой креативности дошкольника;
  • повышение уровня коммуникативных навыков;
  • дальнейшее развитие проекта: ведение логопедического портфолио в школе.

 9.Актуальность

Статистика последних десятилетий говорит нам о том, что неуклонно растёт количество детей с различными речевыми нарушениями. Результаты исследований показывают, что в середине 20 века дефекты звукопроизношения у 20% дошкольников, а в конце  20 века — начале 21 века уже у 52%.

Причины здесь могут быть самые разнообразные: различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода, токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма и асфиксия во время родов, различные заболевания в первые годы жизни. Пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты, ранние желудочно- кишечные расстройства.  Наследственные факторы. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности.

Речевые нарушения дошкольников могут проявляться как системное нарушение речевой деятельности, как сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

Содержательной и концептуальной основой формирования логопедического портфолио  стали:

  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009г.
  • Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева,  Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

10.Интеграция образовательных областей  в процессе формирования портфолио.

В соответствии с  требованиями ФГОС ДО  прослеживается интеграция образовательных областей  как в логопедической работе, так и в процессе формирования портфолио.

Образовательная область Задачи

 

Вид деятельности в коррекционно-логопедической работе

 

Формирование логопедического портфолио
«Физическое развитие» Развивать координацию и точность действий.

Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

 

— пальчиковая гимнастика

— речь с движением

— физкультминутки

— беседа

Иллюстрации, упражнения, ксерокопии
 

«Речевое развитие»

 Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

 

— игровые

ситуации

— мини инсценировки

 

 Подбор речевого материала  в соответствии со степенью речевого развития ребёнка, с учётом речевых недостатков и проблем .
 

«Познавательное развитие»

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и паззлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, паззлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

 

— составление описательных рассказов

 

— автоматизация поставленных звуков в словах

 

— дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

 

— игры с мозаикой, паззлами, с мелкими предметами

 

— пальчиковая гимнастика

 

Подбор упражнений в соответствии с лексическими темами с познавательной целью.
 

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

 

— автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

— беседа

— автоматизация поставленных звуков в связной речи

— поручения

Подбор дидактических игр, предусматривающих взаимодействие двух или нескольких лиц, предусматривающих диалог.
 

«Художественно-эстетическое развитие»

 

 

Развивать детское творчество, приобщать к различным видам искусства, использование художественных произведений. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Развивать графомоторные навыки.

 

— чтение художественной литературы.

— штриховка.

Использование раскрасок для  закрепления звука или  целого раздела словаря.

Рисование.

 

В соответствии с идеологией ФГОС ДО, направленной на максимальное раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, в соответствии с концепцией социального развития ребёнка дошкольного возраста ведущее место отводится его речевым коммуникативным компетенциям. Всё большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, самоидентифицировать способна технология «Логопедического портфолио».

  1. Принципы формирования портфолио

При формировании папки логопедического портфолио важно учитывать ряд принципов

  • принцип добровольности
  • принцип научности
  • принцип активного участия, участие ребёнка в оформлении папки и отборе материалов обязательно, но важно не допустить « соревновательности» между детьми. Каждый ребёнок уникален и портфолио призвано подчеркнуть это
  • принцип визуализации
  • принцип системности работы с портфолио

12.Назначение и функции логопедического портфолио.

  • системообразующая – все материалы портфолио  формируются в системе, в соответствии с  результатами логопедического обследования, индивидуальной коррекционной программой, с  выбранной стратегией коррекционной работы
  • информационная — материалы портфолио систематически пополняются, тем самым информируют родителей ребёнка о достижениях и новых задачах (в виде  упражнений)
  • накопительная — разделы портфолио систематически пополняются (старые материалы не удаляются, а становятся предметом для повторения и закрепления)
  • коммуникативная- логопедическое портфолио является  действенным средством коммуникации в системе «педагоги-ребёнок-родители»;
  • контрольная- логопедическое портфолио предусматривает  после каждого этапа закрепления звука отметки в индивидуальном экране звукопроизношения ребёнка,  также предусматривает систему оценивания  результатов работы ребёнка.
  • дидактическая -логопедическое портфолио аккумулирует материалы дидактической направленности
  • творческая – разделы логопедического портфолио предусматривают страницы с творческими заданиями в системе «педагоги-ребёнок-родители»;
  • диагностическая-фиксирует изменения за определённый период времени;
  • целеполагающая- поддерживает мотивацию: чему мы обучаем ребёнка и для чего;
  • мотивационная-поощряет достигнутые ребёнком результаты
  • развивающая— обеспечивает непрерывность процесса  обучения и развития от года к году.

Логопедическое портфолио призвано показать, зафиксировать, проследить основные этапы становления речевого развития ребёнка, является доступным, мобильным, творческим началом  как для ребёнка, так и для остальных субъектов образовательного процесса.

13.Взаимодействие  участников формирования портфолио

Участники формирования портфолио Основной функционал Непосредственное участие  в формировании логопедического портфолио.
Логопед

 

— диагностика, постановка и автоматизация звуков;

— развитие фонематического слуха;

— речевое и языковое развитие.

 

-основная функция ведения портфолио

— индивидуальная коррекционная программа

— подбор необходимых упражнений и творческих заданий

Музыкальный руководитель

 

— элементы логоритмики;

— постановка диафрагмально-речевого дыхания;

— развитие координации движений;

— музыкотерапия;

— развитие общей и мелкой моторики.

 

 

— упражнения для закрепления

— фотографии

Воспитатель

 

— автоматизация звуков;

— развитие фонематического слуха;

— расширение словаря;

— развитие связной речи.

 

 

 

— повторение

— закрепление

-наблюдение

-оценивание

— рекомендации по познавательной деятельности

— выполнение  творческих заданий

 

Инструктор по физической культуре

 

— развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

— интеграция речевой и двигательной функции;

— развитие основных видов движения.

 

 

— рекомендации по  формированию общей и частной моторики
Родители Основная воспитательная функция — повторение

— закрепление

-наблюдение

выполнение  творческих заданий

 

 14.Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль   в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле формирования портфолио. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к коррекционно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся консультации, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности своих детей, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Для ребенка дошкольного возраста оформление портфолио имеет особое значение. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии « ребёнок – родитель- педагог». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.

Логопедическое портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

15.Структура логопедического портфолио

  1. Титульный лист
  2. Памятка родителям.
  3. Индивидуальная коррекционная программа: может быть представлена в портфолио в сокращённом виде, например, в соответствии с этическими нормами и открытость персональных данных можно не прописывать диагноз, описание структуры дефекта.
  4. Схема взаимодействия субъектов формирования портфолио
  5. Стартовая диагностика: может быть представлена в портфолио как индивидуальный экран звукопроизношения с особой системой отметок по постановке звука, его автоматизации, дифференциации.
  6. План формирования портфолио создаётся в соответствии с алгоритмом преодоления речевых недостатков, который прописан в программе.
  7. Лист достижений- или оценочный лист, представляет накопительную систему специальных поощрительных значков, наклеек.
  8. Блоки по постановке звукопроизношения
  9. Блоки заданий по развитию речи или словаря в соответствии с алгоритмом преодоления речевых недостатков, который прописан в программе, под данный раздел отводится значительное количество файлов.
  10. Творческие задания
  11. Странички специалистов
  12. Фотографии. Это могут быть фото с занятий, фотографии, отражающие какие-либо успехи, фотографии работ по конструированию и т.д.
  13. Грамоты, дипломы с конкурсов, других мероприятий, где ребёнком была проявлена речевая активность.

Логопедическое портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное  из того, что происходит в системе коррекции речевых недостатков дошкольника.

  1. Ожидаемый результат

В процессе формирования  логопедического портфолио у ребёнка

  • должны в значительной мере скорректироваться  речевые недостатки, ускориться динамика коррекционной работы
  • должно возникнуть чувство значимости по отношению к самому себе, к логопедическим занятиям
  • должна повыситься мотивация к логопедическим занятиям
  • должна подняться самооценка
  • должно возникнуть чувство сопричастности к происходящему
  1. Сильные и слабые стороны
Сильные стороны Слабые стороны
Заинтересованность родителей Меньшая заинтересованность узких специалистов
Процесс заполнения непрерывный, активный Процесс трудоёмкий
Формат красивый, красочный Формат не совсем удобный для того, чтобы чаще брать домой для закрепления
Сугубо  индивидуально  Требует тщательного подбора материала
  1. Прогнозы

Опираясь на опыт применения логопедического портфолио можно прогнозировать широкое распространение данной инновации. Рекомендовать через методическое объединение по работе с детьми с ОВЗ учителям-логопедам широко использовать в работе.

  1. Выводы

Реализация проекта  «Логопедическое портфолио» подтвердила  практическую значимость в плане того, что

  • повышается мотивация ребёнка к занятиям
  • ускоряется динамика коррекционной работы
  • у ребёнка возникает чувство значимости по отношению к самому себе, к логопедическим занятиям
  • повышается  самооценка

20.Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991
  2. Коробицына Т.А., Пахомова А.   Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учеб. — метод. пособие АО ИППК РО, М. 2009 г.
  3. Кочкина Н.А.,Чернышева Н.А., Портфолио в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие, АО ИППК РО, М. 2009.
  4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому, М., 2007
  5. Источник: http://www.stranamam.ru/post/10833491/

Шмакова Людмила Германовна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Красная шапочка»
Город Междуреченский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *