Проект «Логопедическое портфолио дошкольника»
Малыш!
Огромный мир перед тобою!
Что стоишь?
Дай руку мне, не бойся !
Сделай шаг!
Прими весь этот мир !
Да будет так!
Узнай богатство речи, бытия…
Шагай, малыш! Учись!
А рядом буду я!Л.Г.Шмакова
1.Вступление.
Логопедическое портфолио дошкольника – это накопительная система личных достижений дошкольника в разнообразных видах речевой деятельности, собираемой за курс логопедических занятий ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет планировать, отслеживать, целенаправленно собирать, систематизировать речевой материал, а также речевые навыки и умения ребёнка. Логопедическое портфолио дошкольника позволяет вести систему оценки, вести рейтинг оценивания — фиксировать индивидуальные неповторимые проявления ребёнка при прохождении курса логопедических занятий.
2.Участники проекта: ребёнок, родители, логопед, специалисты детского сада: педагог психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дефектолог, воспитатели .
3.Продолжительность проекта — долгосрочный проект. Логопедическое портфолио формируется у дошкольников с проблемами в речевом развитии, при которых курс коррекции составляет от трёх месяцев до двух-трёх лет.
4.Цель проекта – создание логопедического портфолио дошкольника, как пакет личных достижений дошкольника в области преодоления речевых недостатков.
5.Задачи
- определить форму и содержание портфолио;
- привлечь родителей воспитанников, специалистов детского сада к активному взаимодействию по оформлению портфолио;
- активизировать взаимодействие в системе «педагоги-ребёнок-родители»;
- обеспечить результативность логопедического воздействия;
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе;
- повысить самооценку ребёнка.
6.Новизна проекта
Новизна проекта состоит в его узкой, но от этого не менее важной специфичности. Изучение методической литературы, ознакомление с интернет- ресурсами указывают на общее содержание портфолио дошкольников, которые в лучшем случае содержат логопедические странички. Предлагаемая форма логопедического портфолио целиком и полностью посвящена той части образовательного маршрута ребёнка, где он взаимодействует с логопедом, получает логопедическую помощь .
- Методы
- метод наблюдения
- практический
8.Реализация проекта
Реализация проекта предусматривает четыре этапа.
1 этап: организационно — подготовительный — формирование самой структуры портфолио, знакомство участников формирования портфолио с его структурой, целевым назначением, прогнозирование результата.
2 этап: — стратегический — выбор стратегии воздействия направлений содержания портфолио в соответствии с результатами логопедического обследования и индивидуальной коррекционной программой.
3 этап: реализационный – заполнение портфолио специалистами, родителями, детьми, воспитателями.
4 этап: итоговый – анализ полученных результатов, презентация.
Планируемые результаты:
- повышение речевой компетентности дошкольника
- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;
- повышение уровня речевой креативности дошкольника;
- повышение уровня коммуникативных навыков;
- дальнейшее развитие проекта: ведение логопедического портфолио в школе.
9.Актуальность
Статистика последних десятилетий говорит нам о том, что неуклонно растёт количество детей с различными речевыми нарушениями. Результаты исследований показывают, что в середине 20 века дефекты звукопроизношения у 20% дошкольников, а в конце 20 века — начале 21 века уже у 52%.
Причины здесь могут быть самые разнообразные: различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода, токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма и асфиксия во время родов, различные заболевания в первые годы жизни. Пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты, ранние желудочно- кишечные расстройства. Наследственные факторы. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности.
Речевые нарушения дошкольников могут проявляться как системное нарушение речевой деятельности, как сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
Содержательной и концептуальной основой формирования логопедического портфолио стали:
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009г.
- Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
10.Интеграция образовательных областей в процессе формирования портфолио.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО прослеживается интеграция образовательных областей как в логопедической работе, так и в процессе формирования портфолио.
Образовательная область | Задачи
|
Вид деятельности в коррекционно-логопедической работе
|
Формирование логопедического портфолио |
«Физическое развитие» | Развивать координацию и точность действий.
Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.
|
— пальчиковая гимнастика
— речь с движением — физкультминутки — беседа |
Иллюстрации, упражнения, ксерокопии |
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
|
— игровые
ситуации — мини инсценировки
|
Подбор речевого материала в соответствии со степенью речевого развития ребёнка, с учётом речевых недостатков и проблем . | |
«Познавательное развитие» |
Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и паззлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, паззлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
|
— составление описательных рассказов
— автоматизация поставленных звуков в словах
— дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия
— игры с мозаикой, паззлами, с мелкими предметами
— пальчиковая гимнастика
|
Подбор упражнений в соответствии с лексическими темами с познавательной целью. |
«Социально-коммуникативное развитие» |
Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.
|
— автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи
— беседа — автоматизация поставленных звуков в связной речи — поручения |
Подбор дидактических игр, предусматривающих взаимодействие двух или нескольких лиц, предусматривающих диалог. |
«Художественно-эстетическое развитие»
|
Развивать детское творчество, приобщать к различным видам искусства, использование художественных произведений. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Развивать графомоторные навыки.
|
— чтение художественной литературы.
— штриховка. |
Использование раскрасок для закрепления звука или целого раздела словаря.
Рисование. |
В соответствии с идеологией ФГОС ДО, направленной на максимальное раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, в соответствии с концепцией социального развития ребёнка дошкольного возраста ведущее место отводится его речевым коммуникативным компетенциям. Всё большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, самоидентифицировать способна технология «Логопедического портфолио».
- Принципы формирования портфолио
При формировании папки логопедического портфолио важно учитывать ряд принципов
- принцип добровольности
- принцип научности
- принцип активного участия, участие ребёнка в оформлении папки и отборе материалов обязательно, но важно не допустить « соревновательности» между детьми. Каждый ребёнок уникален и портфолио призвано подчеркнуть это
- принцип визуализации
- принцип системности работы с портфолио
12.Назначение и функции логопедического портфолио.
- системообразующая – все материалы портфолио формируются в системе, в соответствии с результатами логопедического обследования, индивидуальной коррекционной программой, с выбранной стратегией коррекционной работы
- информационная — материалы портфолио систематически пополняются, тем самым информируют родителей ребёнка о достижениях и новых задачах (в виде упражнений)
- накопительная — разделы портфолио систематически пополняются (старые материалы не удаляются, а становятся предметом для повторения и закрепления)
- коммуникативная- логопедическое портфолио является действенным средством коммуникации в системе «педагоги-ребёнок-родители»;
- контрольная- логопедическое портфолио предусматривает после каждого этапа закрепления звука отметки в индивидуальном экране звукопроизношения ребёнка, также предусматривает систему оценивания результатов работы ребёнка.
- дидактическая -логопедическое портфолио аккумулирует материалы дидактической направленности
- творческая – разделы логопедического портфолио предусматривают страницы с творческими заданиями в системе «педагоги-ребёнок-родители»;
- диагностическая-фиксирует изменения за определённый период времени;
- целеполагающая- поддерживает мотивацию: чему мы обучаем ребёнка и для чего;
- мотивационная-поощряет достигнутые ребёнком результаты
- развивающая— обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.
Логопедическое портфолио призвано показать, зафиксировать, проследить основные этапы становления речевого развития ребёнка, является доступным, мобильным, творческим началом как для ребёнка, так и для остальных субъектов образовательного процесса.
13.Взаимодействие участников формирования портфолио
Участники формирования портфолио | Основной функционал | Непосредственное участие в формировании логопедического портфолио. |
Логопед
|
— диагностика, постановка и автоматизация звуков;
— развитие фонематического слуха; — речевое и языковое развитие.
|
-основная функция ведения портфолио
— индивидуальная коррекционная программа — подбор необходимых упражнений и творческих заданий |
Музыкальный руководитель
|
— элементы логоритмики;
— постановка диафрагмально-речевого дыхания; — развитие координации движений; — музыкотерапия; — развитие общей и мелкой моторики.
|
— упражнения для закрепления
— фотографии |
Воспитатель
|
— автоматизация звуков;
— развитие фонематического слуха; — расширение словаря; — развитие связной речи.
|
— повторение
— закрепление -наблюдение -оценивание — рекомендации по познавательной деятельности — выполнение творческих заданий
|
Инструктор по физической культуре
|
— развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
— интеграция речевой и двигательной функции; — развитие основных видов движения.
|
— рекомендации по формированию общей и частной моторики |
Родители | Основная воспитательная функция | — повторение
— закрепление -наблюдение выполнение творческих заданий
|
14.Взаимодействие с родителями
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле формирования портфолио. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к коррекционно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся консультации, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности своих детей, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.
Для ребенка дошкольного возраста оформление портфолио имеет особое значение. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии « ребёнок – родитель- педагог». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.
Логопедическое портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.
15.Структура логопедического портфолио
- Титульный лист
- Памятка родителям.
- Индивидуальная коррекционная программа: может быть представлена в портфолио в сокращённом виде, например, в соответствии с этическими нормами и открытость персональных данных можно не прописывать диагноз, описание структуры дефекта.
- Схема взаимодействия субъектов формирования портфолио
- Стартовая диагностика: может быть представлена в портфолио как индивидуальный экран звукопроизношения с особой системой отметок по постановке звука, его автоматизации, дифференциации.
- План формирования портфолио создаётся в соответствии с алгоритмом преодоления речевых недостатков, который прописан в программе.
- Лист достижений- или оценочный лист, представляет накопительную систему специальных поощрительных значков, наклеек.
- Блоки по постановке звукопроизношения
- Блоки заданий по развитию речи или словаря в соответствии с алгоритмом преодоления речевых недостатков, который прописан в программе, под данный раздел отводится значительное количество файлов.
- Творческие задания
- Странички специалистов
- Фотографии. Это могут быть фото с занятий, фотографии, отражающие какие-либо успехи, фотографии работ по конструированию и т.д.
- Грамоты, дипломы с конкурсов, других мероприятий, где ребёнком была проявлена речевая активность.
Логопедическое портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное из того, что происходит в системе коррекции речевых недостатков дошкольника.
- Ожидаемый результат
В процессе формирования логопедического портфолио у ребёнка
- должны в значительной мере скорректироваться речевые недостатки, ускориться динамика коррекционной работы
- должно возникнуть чувство значимости по отношению к самому себе, к логопедическим занятиям
- должна повыситься мотивация к логопедическим занятиям
- должна подняться самооценка
- должно возникнуть чувство сопричастности к происходящему
- Сильные и слабые стороны
Сильные стороны | Слабые стороны |
Заинтересованность родителей | Меньшая заинтересованность узких специалистов |
Процесс заполнения непрерывный, активный | Процесс трудоёмкий |
Формат красивый, красочный | Формат не совсем удобный для того, чтобы чаще брать домой для закрепления |
Сугубо индивидуально | Требует тщательного подбора материала |
- Прогнозы
Опираясь на опыт применения логопедического портфолио можно прогнозировать широкое распространение данной инновации. Рекомендовать через методическое объединение по работе с детьми с ОВЗ учителям-логопедам широко использовать в работе.
- Выводы
Реализация проекта «Логопедическое портфолио» подтвердила практическую значимость в плане того, что
- повышается мотивация ребёнка к занятиям
- ускоряется динамика коррекционной работы
- у ребёнка возникает чувство значимости по отношению к самому себе, к логопедическим занятиям
- повышается самооценка
20.Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991
- Коробицына Т.А., Пахомова А. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учеб. — метод. пособие АО ИППК РО, М. 2009 г.
- Кочкина Н.А.,Чернышева Н.А., Портфолио в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие, АО ИППК РО, М. 2009.
- Монтессори М. Помоги мне это сделать самому, М., 2007
- Источник: http://www.stranamam.ru/post/10833491/
Шмакова Людмила Германовна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Красная шапочка»
Город Междуреченский