Проектная деятельность — как средство формирования познавательно–речевого развития дошкольника c ЗПР
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Нами на практике применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему определить замысел. Поэтому проектная деятельность c детьми с ОВЗ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также родители.
Метода проектов позволяет:
- развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;
- развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума;
- развивать связную речь и расширять словарный запас;
- формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно- поисковой и исследовательской деятельности и др.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах.
Метод проекта может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.
В условиях группы компенсирующей направленности очень важна роль воспитателя и дефектолога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.
Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. В процессе грамотно организованной проектной деятельности, в группе компенсирующей направленности дети: расширяют словарный запас, овладевают грамотной связной речью, овладевают родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем.
Работа над проектом имеет большое значение для речевого развития ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально. В первую очередь потому, что ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Как известно, уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления и предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.
Таким образом, можно утверждать, что наиболее эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности. Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Как показывает опыт многих современных педагогов, метод проектирования представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Как утверждают отечественные педагоги, в ходе проекта ребенок приобретает группу умений и навыков, такие как:
- интеллектуальные (умение работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве);
- систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы);
- творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
- коммуникативные (умение вести беседу, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение излагать свою мысль);
- методологические (умение находить источники получения информации).
Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. В обучении она содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет формировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.
В процессе использования в образовательной программе проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Список использованных источников
- Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся. Интернет ресурс. URL: http://www.c-psy.ru/index.php/teacher/master-class/8919-2011-03-14-15-21-19 (дата обращения 27.05.2013)
- Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Состояние и перспективы развития современного педагогического образования//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 45-51.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
Шинкарева Нурия Зайнулловна
учитель — дефектолог (логопед)
г. Нерюнгри, Саха (Якутия)