Использование дидактических игр при формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, педагогики, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень- умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень- умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова. При формировании грамматически правильной речи ребёнка следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В старших дошкольном возрасте идёт совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то эффективнее всего методики по развитию грамматического строя речи дошкольника, строить как раз на использовании специально разработанных  дидактических игр.

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно сформирован при использовании игр, если:

  • игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
  • игры будут подобраны по возрасту детей;
  • игры будут подобраны, от простого к сложному;
  • гры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
  • руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Бекурина Олеся Викторовна
учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад № 168»
г. Новокузнецк, Кемеровская обл.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *