Логоритмическое звено в речевой коррекции

Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из её разделов.

Большой вклад в совершенствование логоритмического воспитания людей с речевыми расстройствами внесли достижения в области всестороннего изучения аномальных детей, их компенсаторных процессов, научной обоснованности различных реабилитационных методик.

Логопедическая ритмика, изучая закономерности развития воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме той или иной речевой патологии, обобщая экспериментальные данные и практический опыт, определяет задачи логоритмического воспитания, раскрывает их сущность, наиболее действенные средства и методы, целесообразные формы организации логоритмических занятий.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

Во всех формах организации логоритмических занятий внимание логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие и восстановление речи.

Логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и рече-двигательной систем, содействует всей коррекционно-воспитательной работы с людьми, страдающими расстройствами речи.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохраненных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик, образной – при восприятии наглядного образа движений, словесно-логической  — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий, двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий, произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных качеств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности. Весь процесс логоритмического воспитания формирует у занимающихся богатство эстетического чувства.

Особенности логопедической ритмики заключается в следующем:

  • в создании благоприятных условий для тренировки или процесса торможения, или процесса возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы ритм процессов центрально нервной системы,
  • в благоприятном влиянии на больных с точной дозировкой раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое – развитие, воспитание и коррекцию неречевых процессов у людей с речевой патологией. Второе – развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п., коррекцию речевых нарушений в зависимости от этиологии, механизмов симптоматики расстройства и методики его устранения.

Косякова Светлана Георгиевна
учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад №184»
Краснодарский край, г. Краснодар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.