Проявления дизартрии в моторике артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена дизартрии – одному из самых тяжелых речевых нарушений, возникающих вследствие очаговых поражений головного мозга. В статье рассматривается классификация  и проявления дизартрии в моторике артикуляционного аппарата у детей с дизартрией.

Ключевые слова: дизартрия, классификация дизартрии, проявления дизартрии, артикуляционная моторика.

В настоящее время заметен рост детей с таким тяжелым нарушением речи, как дизартрия. По мнению О.В. Правдиной, дизартрия – это расстройство двигательной моторной стороны речи. Речь ребенка при нормальном развитии формируется к старшему дошкольному возрасту, в то время, как у детей с дизартрией того же возраста замечаются грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. На сегодняшний день проблема детей с данным речевым расстройством остается актуальной, поскольку недостаточно глубоко изучена[2].

Так как одним из основных компонентов речи является правильное артикулирование, которое грубо нарушено при дизартрии, нам необходимо понять особенности артикуляционной моторики у детей с данным нарушением речи, чтобы дифференцированно и эффективно воздействовать на дефект.

Для начала рассмотрим причины появления дизартрии и основные проявления данного речевого расстройства у детей в возрасте 5 лет.

К причинам дизартрии можно отнести очаговые поражения двигательных отделов центральной или периферической нервной системы, возникающих во время перинатального, натального и постнатального периодов [3].

К старшему дошкольному возрасту у детей с дизартрией отмечается [2, 4]:

  • нарушение звукопроизносительной стороны речи;
  • просодики;
  • речевого дыхания;
  • голоса;
  • артикуляционной моторики.

Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, разборчивость затруднена [5].

Рассмотрим проявления дизартрии в моторике артикуляционного аппарата согласно следующей классификации [2]:

  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • мозжечковая;
  • корковая;
  • псевдобульбарная.

Бульбарная дизартрия. У детей с данной формой дизартрии избирательные вялые, право или левосторонние параличи мышц артикуляционных органов (губы, язык, мягкое небо и др.). Отмечается вялость, дряблость, истощение этих мышц. Глоточный и нижнеглоточный рефлексы снижены или отсутствуют. Отмечаются расстройства произвольных и непроизвольных движений органов артикуляции [2, 3].

Подкорковая дизартрия. У детей с данной формой дизартрии наблюдаются насильственные движения в мышцах речевого аппарата (тремор), медленные сокращения мышц червеобразного типа, внезапные и быстрые сокращения различных групп мышц артикуляционного аппарата, быстрые и ритмичные сокращения одних и тех же мышц [4].

Мозжечковая дизартрия. Артикуляционная моторика детей, имеющих мозжечковую дизартрию, проявляется в пониженном тонусе языка и губ, язык распластанный, тонкий. Отмечается дискоординация движений органов артикуляции. Мягкое небо провисает, ослаблено жевание. Движения языка неточные с проявлениями избыточности или недостаточности объема движений. При выполнении тонких целенаправленных движений отмечается мелкое дрожание языка [3].

Корковая дизартрия. В зависимости от локализации поражения при данной форме дизартрии у детей может наблюдаться избирательный центральный парез мышц органов артикуляции (преимущественно языка), что приводит к ограничению объема тонких, изолированных движений (подъем кончика языка). Для данной формы дизартрии характерно избирательное повышение тонуса мышц (преимущественно кончика языка), что сильнее ограничивает дифференцированные движения органов артикуляции. Страдает темп и плавность движений. Так же при корковой дизартрии может наблюдаться сниженный темп и плавность мышц органов артикуляции. Отмечаются трудности в ощущениях артикуляционных укладов [2].

Псевдобульбарная дизартрия. У детей с данной формой дизартрии наблюдаются спастические параличи мышц органов артикуляции. Можно заметить повышенный тонус этих мышц (язык отодвинут кзади, заметно его напряжение). Параличи при псевдобульбарной дизартрии двусторонние, но возможно их преобладание справа или слева. Может наблюдаться незначительное повышение тонуса в отдельных мышцах артикуляционного аппарата или понижение тонуса в отдельных группах мышц.  Сильнее всего расстроены произвольные движения и тонкие движения кончика языка. Усилены глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Может наблюдаться гиперсаливация [1], [5].

Е.Ф. Архипова выделяет детей со стертой дизартрией (легкая степень псевдобульбарной дизартрии). В моторике артикуляционного аппарата это проявляется в паретичности мышц, трудности переключения движений. Заметна избирательная слабость мышц, тремор языка при увеличенной нагрузке на органы артикуляции [1].

Итак, мы видим, что в старшем дошкольном возрасте артикуляционная моторика у детей с дизартрией сформирована искаженно, поскольку присутствуют парезы и спастичность органов артикуляции, что выражается: в неточности движений артикуляционного аппарата, недостаточной подвижности языка, губ, мягкого неба, гиперсаливации, в напряжении и дрожании языка, что приводит к грубым нарушениям звукопроизношения. Таким образом, важным фактором при работе с детьми, имеющими дизартрию, будет являться формирование статико-динамических ощущений мышц органов артикуляционного аппарата.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М: АСТ: Астрель, 2007. – 283 с.
  2. Винарская Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда. – М.: АСТ, 2005.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1990. – 390с.
  4. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. – М.: Школьная пресса, 2007.
  5. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. — М. — Воронеж, 2003. — С. 108 — 112.

Митрошина Диана Вячеславовна
Студентка 5 курса Тульского Государственного Педагогического Университета им. Л.Н. Толстого
г. Новомосковск, Тульская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *