Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня
Аннотация: Материал будет полезен логопедам, воспитателям, родителям которые смогут с помощью диагностической программы обследовать детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Диагностическая программа для обследования словаря детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня речевого развития.
- Цель методики: Исследовать словарь; понимание различных форм словоизменения; понимания активного словаря; исследовать состояние грамматического строя речи;
- Методика обследования словаря Быховская А. М. Казова Н. А включает в себя 4 раздела обследования:
1 раздел: Обследование пассивного словаря, который включает в себя 6 заданий
2 раздел: Исследования понимания различных форм словоизменения, который, включает в себя 4 задания.
3 раздел: Исследования понимания активного словаря включает в себя 6 заданий.
4 раздел: Исследование состояние грамматического строя речи включает в себя 7 заданий.
1 раздел: Обследование пассивного словаря, который включает в себя 6 заданий.
Задание №1
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Предъявляется 15 проб (картинок). Ребёнка просят показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета. (Мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, руки девочки; ноги мальчика, ноги девочки; дом, крышу дома; машину, колеса машины; собаку, уши собаки, глаза собаки.)
3 балла – правильный показ предъявленных картинок
2 балла – показывает 10 — 14 картинок
1 балл – показывает 5 – 9 картинок
0 баллов – показывает 4 картинки; отказывается показывать картинки; поиск с помощью педагога
Задание №2
Цель: исследовать словарь существительных.
Стимульный материал: картинки с изображением по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».
Ход выполнения: Ребенку предъявляется 14 проб. Ребёнку предлагается показать на картинках предметы (кукла, мишка, машина, чашка, тарелка, ложка, шапка, куртка, платье, сапоги, груша, капуста, ботинки).
3 балла – правильный показ предъявленных картинок
2 балла – показывает 9 — 13 картинок
1 балл – показывает 4 – 8 картинок
0 баллов – показывает 3 картинки; отказывается показывать картинки; поиск с помощью педагога
Задание №3
Цель: проверить способность к обобщению.
Стимульный материал: картинки по темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда». К каждой теме предъявляется по 4 пробы.
- 1. игрушки: мяч, пирамидка, паровоз, мишка
2.посуда: тарелка, чайник, кастрюля, стакан
3.одежда: носки, юбка, платье, кофта
Ход выполнения: Ребёнку предлагают выбрать картинки по темам игрушки, одежда, посуда.
3 балла — правильный показ всех предъявленных картинок
2 балла — показ 8 — 11 картинок
1 балл- показ 5-7 картинок
0 баллов — показывает 1-4 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда
Задание №4
Цель: исследование понимания глаголов
Стимульный материал: картинки с изображением действий
Ход выполнения: Ребёнка просят показать на картинках конкретные действия (девочка сидит, стоит, лежит, идёт; мальчик ест, пьёт, читает, рисует).
3 балла — правильно показывает все предъявленные картинки
2 балла — показывает 5-7 картинок
1 балл — показывает 2-4 картинки
0 баллов – показывает 1 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда
Задание №5
Цель: исследование понимания прилагательных
Стимульный материал: картинки с признаками предметов
Ход выполнения: Ребенку предъявляется 8 проб. Ребёнку предлагается на картинках показать определенные признаки предметов (Большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкий сахар, кислый лимон; круглый торт, квадратный)
3 балла — правильно показывает все предъявленные картинки
2 балла — показывает 5-7 картинок
1 балл — показывает 2-4
0 баллов – показывает 1 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда
Задание №6
Цель: исследование понимания отдельных предложений и содержание знакомой сказки.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: 1. Ребёнку предлагается показать сначала картинку «Мальчик поздравляет девочку», а потом «Девочка поздравляет мальчика» 2. Выясняем, знакома ли ребенку сказка «Репка» и просим показать: Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи.
3 балла – правильно показывает предъявляемые картинки; знает сказку.
2 балла – показал 1 картинку; путает персонажей сказки.
1 балл – показал 1 картинку или отказывается показывать картинку; сказки не знает
Описание уровней
Высокий уровень (16-18 баллов): Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в хорошо знакомой сказки.
Средний уровень (10-12 баллов): Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает. Ориентируется в хорошо знакомой сказки.
Низкий уровень (4-6 баллов): Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает лишь с помощью логопеда, с трудом ориентируется в хорошо знакомой сказки.
2 раздел: Исследование понимания различных форм словоизменения, который, включает в себя 4 задания.
Задание №1
Цель: дифференциация единственного и множественного числа имен существительных.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнка просят показать на картинке изображения предметов, животных. «Я буду показывать, где один, а ты где много» (кот — коты; дом-дома; ведро-ведра; кукла-куклы; груша — груши). Ребенку предъявляется 5 картинок.
3 балла – правильно показывает все предъявленные картинки
2 балла – показывает 3-4 картинки
1 балл – показывает 1- 2 картинки
0 баллов – отказывается выполнять задания
Задание №2
Цель: дифференциация предложно- падежных конструкций.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнка просят показать на картинке указанные изображения (цыплёнка стоящего в корытце, на корытце, у корытца). Ребенку предъявляется 3 пробы. Понимание предлогов в, на, у.
3 балла – правильно понимает предъявленные предлоги
2 балла — понимает 2 предлога
1 балл – понимает 1 предлог
0 баллов – задание не выполнил
Задание №3
Цель: дифференциация существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнка просят показать на картинке изображения (стол-столик; машина-машинка; ведро-ведёрко; куклу — куколка). Ребенку предъявляется 4 пробы.
3 балла – показывает все предъявленные картинки
2 балла — показывает 2-3 картинки
1 балл — показывает 1 картинку; поиск с помощью логопеда
0 баллов — неверный показ картинок
Задание №4
Цель: дифференциация глаголов с различными приставками.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагается последовательно показать на картинке конкретные действия (Девочка, которая наливает воду в чашку; выливает воду из чашки; поливает цветы). Ребенку предъявляется 3 пробы.
3 балла – правильно показывает все картинки
2 балла – показывает 2 картинки
1 балл – показывает 1 картинку; выполняет с помощью логопеда.
0 баллов – отказывается показывать картинки
Описание уровней.
Высокий уровень (10-12 баллов): Ребёнок хорошо понимает различные формы словоизменения.
Средний уровень (6-8 баллов): Ребёнок понимает не все формы словоизменения.
Низкий уровень (2-4 балла): Ребёнок понимает лишь простейшие формы словоизменения. Задания не выполняет совсем.
3 раздел: Исследования понимания активного словаря включает в себя 5 заданий.
Цель: исследование номинативного словаря
Задание№1
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагают вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп «Мебель», «Домашние животные», «Овощи».
- 1. мебель: стол, стул, диван, шкаф
- домашние животные: кошка, собака, корова, свинья
- 3. овощи: капуста, картофель, помидор, огурец
Критерии оценивая заданий
3 балла – правильно называет все предъявленные картинки
2 балла — называет 8-11 картинок
1 балл — называет 5-7 картинок
0 баллов – называет 1- 4 картинки; отказывается называть картинки
Задание№2
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагают узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов (ноги, руки, голова, уши; спинка стула; сиденье стула; ножки стула; кузов машины; колеса машины). Ребенку предъявляется 10 проб (картинок).
3балла – правильно называет все предъявленные картинки
2балла – называет 6 -9 картинок
1балл – называет 2-5 картинки;
0 баллов – называет 1 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда
Задание№3
Цель: исследование предикативного словаря
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагают перечислить то, что делают те, кто изображен на картинках (мальчик ест, девочка спит, дети играют, птица летит). Ребенку предъявляется 4 проб.
3 балла – называет все предъявленные картинки
2 балла – называет 3 картинки
1 балл – называет 2 картинки
0 баллов – называет 1 картинку; неверно называет картинки
Задание№4
Цель: исследование атрибутивного словаря
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребенку предъявляется 8 проб. Назови, какой это цвет? (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, серый, белый).
3 балла – называет все предъявленные картинки
2 балла – называет 5-7 картинок
1 балл – называет 2- 4 картинок
0 баллов – называет 1 картинку; неверно называет картинки
Задание№6
Цель: исследование атрибутивного словаря
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагают назвать форму предметов, изображенных на картинках, помогая при этом вопросами: «Мяч какой формы?»; «На какую фигуру похож платок?» (мяч круглый, платок квадратный, треугольная крыша). Ребенку предъявляется 3 пробы.
3 балла – называет все предъявленные картинки
2 балла – называет 2 картинки
1 балл – называет 1 картинку
0 баллов – неверно называет картинки
Описание уровней
Высокий уровень (10-12 баллов): Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь соответствует возрастной норме или опережает ее.
Средний уровень (6-8 баллов): Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка ниже возрастной нормы.
Низкий уровень (2-4 балла): Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка значительно отстает от нормы.
4 раздел: Исследование состояние грамматического строя речи включает в себя 7 заданий.
Задание №1
Цель: проверить способность образовывать форму множественного числа имен существительных
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагается назвать пары картинок (стол — столы; кот –коты; дом — дома; кукла – куклы; рука — руки; окно — окна). Ребенку предъявляется 6 проб.
3 балла – называет все предъявленные картинки
2 балла – называет 3-5 картинок
1 балл – называет 2 картинки
0 баллов – называет 1 картинку; неверно называет картинки
Задание №2
Цель: проверить способность образовывать форму имен существительных в косвенных падежах
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагается ответить на вопросы. Ребенку предъявляется 6 вопросов. «Что есть у мальчика?» (мяч); « Чего нет у мальчика?» (мяча); « Кому мальчик дает мяч?» (девочке); « Что ты видишь на картинке?» (машину); « Чем рисует девочка?» (карандашом); « О ком думает кошка?» (о мышке).
3 балла – отвечает на все вопросы
2 балла – отвечает 3-5 вопросов
1 балл – отвечает на 2 вопроса
0 баллов – отвечает на 1 вопрос; неверно отвечает на вопросы
Задание №3
Цель: проверить способность согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Ребёнок образует словосочетание (красный мяч, синяя шапка, желтое ведро). Предъявляется 3 пробы.
3 балла – правильно образует все словосочетания
2 балла – правильно образует 2 словосочетания
1 балл – правильно образует 1 словосочетание
0 баллов – неверно образует словосочетания
Задание №4
Цель: проверить способность употреблять предложно-падежные конструкции.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагается ответить по картинкам на вопросы («Где стоит ваза?» (на столе); «Где лежат фрукты?» (в корзине); «У кого мячик?» (у мальчика). Ребенку предъявляется 3 пробы.
3 балла – правильно отвечает на вопросы
2 балла — отвечает на 2 вопроса
1 балл – отвечает на 1 вопрос
0 баллов – отказ от ответа
Задание №5
Цель: проверить способность согласовывать имена числительные с именами существительными.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагается сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?» (два кота, пять котов; две машины, пять машин). Ребенку предъявляется 4 пробы.
3 балла – правильно называет все картинки
2 балла – называет 3 картинки
1 балл – называет 2 картинки
0 баллов – называет 1 картинку; отказ от ответа
Задание №6
Цель: проверить способность пользоваться суффиксальным способом образования словообразования.
Стимульный материал: картинки
Ход выполнения: Ребёнку предлагают назвать большой и маленький предметы. Маленький предмет ребёнок должен назвать ласково. Если ребёнок не сразу понимает задание, ему можно предложить образец «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Ребёнок по картинкам образует пары слов. (Стол — столик; сумка — сумочка; чашка — чашечка; ведро — ведёрочко). Предъявляется 4 пробы.
3 балла – показывает все предъявленные картинки
2 балла — показывает 2-3 картинки
1 балл — показывает 1 картинку; поиск с помощью логопеда
0 баллов — неверный показ картинок
Задание №7
Цель: проверить способность образовывать название детенышей животных.
Ход выполнения: Ребёнку предлагают по образцу, без зрительной опоры, назвать детёнышей животных, продолжая фразу: У кошки — котенок; у лисы — лисенок; у утки — утенок; у слона — слоненок. Предъявляется 4 пробы.
3 балла –называет все предъявленные образцы логопедом
2 балла – называет 3 образца предъявленных логопедом
1 балл – называет 1- 2 образца предъявленных логопедом; называние с помощью логопеда
0 баллов — неверное называние образцов.
Описание уровней
Высокий уровень (21-16 баллов): Ребёнок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.
Средний уровень (14- 9 баллов): Ребёнок допускает не стойкие ошибки при выполнении заданий.
Низкий уровень(7 – 4 баллов): Ребёнок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий. Задания не выполняет совсем.
Асмаловская Оксана Анатольевна ; Ханина Екатерина Андреевна
Старший преподаватель ТГПУ им.Л.Н.Толстого; студентка ТГПУ им. Л.Н.Толстого
г. Тула