Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня

Аннотация: Материал будет полезен логопедам, воспитателям, родителям которые смогут  с помощью диагностической программы обследовать детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.

Диагностическая программа для обследования словаря детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи второго уровня речевого развития. 

  1. Цель методики: Исследовать словарь; понимание различных форм словоизменения; понимания активного словаря; исследовать состояние грамматического строя речи;
  2. Методика обследования словаря Быховская А. М. Казова Н. А включает в себя 4 раздела обследования:

1 раздел: Обследование пассивного словаря, который включает в себя 6 заданий

2 раздел: Исследования понимания различных форм словоизменения, который,  включает в себя 4 задания.

3 раздел: Исследования понимания активного словаря включает в себя 6 заданий.

4 раздел: Исследование состояние грамматического строя речи включает в себя 7 заданий.

 

1 раздел: Обследование пассивного словаря, который включает в себя 6 заданий.

Задание  №1

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Предъявляется 15 проб (картинок). Ребёнка просят показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета. (Мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, руки девочки; ноги мальчика, ноги девочки; дом, крышу дома; машину, колеса машины; собаку, уши собаки, глаза собаки.)

3 балла – правильный показ предъявленных картинок

2 балла – показывает 10 — 14 картинок

1 балл – показывает  5 – 9 картинок

0 баллов – показывает 4 картинки; отказывается показывать картинки; поиск с помощью педагога

Задание №2

Цель: исследовать словарь существительных.

Стимульный материал: картинки с изображением по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».

Ход выполнения: Ребенку предъявляется 14 проб. Ребёнку предлагается показать на картинках предметы (кукла, мишка, машина, чашка, тарелка, ложка, шапка, куртка, платье, сапоги,  груша, капуста, ботинки).

3 балла – правильный показ предъявленных картинок

2 балла – показывает 9 — 13 картинок

1 балл – показывает  4 – 8 картинок

0 баллов – показывает 3 картинки; отказывается показывать картинки; поиск с помощью педагога

Задание №3

Цель: проверить способность к обобщению.

Стимульный материал: картинки по темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда». К каждой теме предъявляется по 4 пробы.

  1. 1. игрушки: мяч, пирамидка, паровоз, мишка

2.посуда: тарелка, чайник, кастрюля, стакан

3.одежда: носки, юбка, платье, кофта

 

Ход выполнения: Ребёнку предлагают выбрать картинки по темам игрушки, одежда, посуда.

3 балла — правильный показ всех предъявленных картинок

2 балла — показ 8 — 11 картинок

1 балл-  показ 5-7  картинок

0 баллов —  показывает 1-4 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда

Задание №4

Цель: исследование понимания глаголов

Стимульный материал: картинки с изображением действий

Ход выполнения: Ребёнка просят показать на картинках конкретные действия (девочка сидит, стоит, лежит, идёт; мальчик ест, пьёт, читает, рисует).

3 балла — правильно показывает все предъявленные картинки

2 балла — показывает 5-7 картинок

1 балл — показывает 2-4 картинки

0 баллов – показывает 1 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда

Задание №5

Цель: исследование понимания прилагательных

Стимульный материал: картинки с признаками предметов

Ход выполнения: Ребенку предъявляется 8 проб.  Ребёнку предлагается на картинках показать определенные признаки предметов (Большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкий сахар, кислый лимон; круглый торт, квадратный)

3 балла — правильно показывает все предъявленные картинки

2 балла — показывает 5-7 картинок

1 балл — показывает 2-4

0 баллов – показывает 1 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда

Задание №6

Цель: исследование понимания отдельных предложений и содержание знакомой сказки.

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: 1. Ребёнку предлагается показать сначала картинку «Мальчик поздравляет девочку»,  а потом «Девочка поздравляет мальчика» 2. Выясняем, знакома ли ребенку сказка «Репка» и просим показать: Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи.

3 балла – правильно показывает предъявляемые картинки; знает сказку.

2 балла – показал 1 картинку; путает персонажей сказки.

1 балл – показал 1 картинку или отказывается показывать картинку; сказки не знает

                                                      Описание уровней

 

Высокий уровень (16-18 баллов): Объем пассивного словаря существительных, глаголов  и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в хорошо знакомой сказки.

Средний уровень (10-12 баллов): Объем пассивного словаря существительных, глаголов  и прилагательных ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает. Ориентируется в хорошо знакомой сказки.

Низкий уровень (4-6 баллов): Объем пассивного словаря существительных, глаголов  и прилагательных значительно  ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает лишь с помощью логопеда, с трудом ориентируется в хорошо знакомой сказки.

 

2 раздел: Исследование понимания различных форм словоизменения, который,  включает в себя 4 задания.

Задание №1

Цель: дифференциация единственного и множественного числа имен существительных.

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнка просят показать на картинке изображения предметов, животных. «Я буду показывать, где один, а ты где много» (кот — коты; дом-дома; ведро-ведра; кукла-куклы; груша — груши). Ребенку предъявляется 5 картинок.

3 балла – правильно показывает все предъявленные картинки

2 балла – показывает 3-4 картинки

1 балл – показывает 1- 2 картинки

0 баллов – отказывается выполнять задания

Задание №2

Цель: дифференциация предложно- падежных конструкций.

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнка просят показать на картинке указанные изображения (цыплёнка стоящего в корытце, на корытце, у корытца). Ребенку предъявляется 3 пробы.  Понимание предлогов в, на, у.

3 балла – правильно понимает предъявленные предлоги

2 балла —  понимает 2 предлога

1 балл – понимает 1 предлог

0 баллов – задание не выполнил

Задание №3

Цель: дифференциация существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнка просят показать на картинке изображения (стол-столик; машина-машинка; ведро-ведёрко; куклу — куколка). Ребенку предъявляется 4 пробы.

3 балла – показывает все предъявленные картинки

2 балла — показывает 2-3 картинки

1 балл — показывает 1 картинку; поиск с помощью логопеда

0 баллов — неверный показ картинок

Задание №4

Цель: дифференциация глаголов с различными приставками.

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагается последовательно показать на картинке конкретные действия (Девочка, которая наливает воду в чашку; выливает воду из чашки; поливает цветы). Ребенку предъявляется 3 пробы.

3 балла – правильно показывает все картинки

2 балла – показывает 2 картинки

1 балл – показывает 1 картинку; выполняет с помощью логопеда.

0 баллов – отказывается показывать картинки

Описание уровней.

Высокий уровень (10-12 баллов): Ребёнок хорошо понимает различные формы словоизменения.

Средний уровень (6-8 баллов): Ребёнок понимает не все формы словоизменения.

Низкий уровень (2-4 балла): Ребёнок понимает лишь простейшие формы словоизменения. Задания не выполняет совсем.

 

3 раздел: Исследования понимания активного словаря включает в себя 5 заданий.

Цель: исследование номинативного словаря

Задание№1

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагают вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп «Мебель», «Домашние животные», «Овощи».

  1. 1. мебель: стол, стул, диван, шкаф
  2. домашние животные: кошка, собака, корова, свинья
  3. 3. овощи: капуста, картофель, помидор, огурец

Критерии оценивая заданий

3 балла – правильно называет все предъявленные картинки

2 балла — называет 8-11 картинок

1 балл —  называет 5-7 картинок

0 баллов – называет 1- 4 картинки; отказывается называть картинки

Задание№2

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагают узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов (ноги, руки, голова, уши; спинка стула; сиденье стула; ножки стула; кузов машины; колеса машины). Ребенку предъявляется 10 проб (картинок).

3балла – правильно называет все предъявленные картинки

2балла – называет 6 -9 картинок

1балл – называет 2-5 картинки;

0 баллов – называет 1 картинку; отказывается показывать картинки; поиск с помощью логопеда

Задание№3

Цель: исследование предикативного словаря

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагают перечислить то,  что делают те, кто изображен на картинках (мальчик ест, девочка спит, дети играют, птица летит). Ребенку предъявляется 4 проб.

3 балла – называет все предъявленные картинки

2 балла – называет 3 картинки

1 балл – называет 2 картинки

0 баллов – называет 1 картинку; неверно называет картинки

 

 

Задание№4

Цель: исследование атрибутивного словаря

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребенку предъявляется 8 проб. Назови, какой это цвет? (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, серый, белый).

3 балла – называет все предъявленные картинки

2 балла – называет 5-7  картинок

1 балл – называет 2- 4  картинок

0 баллов – называет 1 картинку; неверно называет картинки

Задание№6

Цель: исследование атрибутивного словаря

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагают назвать форму предметов, изображенных на картинках, помогая при этом вопросами: «Мяч какой формы?»; «На какую фигуру похож платок?» (мяч круглый, платок квадратный, треугольная крыша). Ребенку предъявляется 3 пробы.

3 балла – называет все предъявленные картинки

2 балла – называет 2 картинки

1 балл – называет 1 картинку

0 баллов – неверно называет картинки

Описание уровней

 

Высокий уровень (10-12 баллов): Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь соответствует возрастной норме или опережает ее.

Средний уровень (6-8 баллов):  Номинативный,  предикативный и атрибутивный словарь ребенка ниже возрастной нормы.

Низкий уровень (2-4 балла): Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка значительно отстает от нормы.

 

4 раздел: Исследование состояние грамматического строя речи включает в себя 7 заданий.

Задание №1

Цель: проверить способность образовывать форму множественного числа имен существительных

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагается назвать пары картинок (стол — столы; кот –коты; дом — дома; кукла – куклы; рука — руки; окно — окна). Ребенку предъявляется 6 проб.

3 балла – называет все предъявленные картинки

2 балла – называет 3-5  картинок

1 балл – называет 2  картинки

0 баллов – называет 1 картинку; неверно называет картинки

Задание №2

 

Цель: проверить способность образовывать форму имен существительных в  косвенных падежах

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагается ответить на вопросы. Ребенку предъявляется 6 вопросов.  «Что есть у мальчика?» (мяч); « Чего нет у мальчика?» (мяча); « Кому мальчик дает мяч?» (девочке); « Что ты видишь на картинке?» (машину); « Чем рисует девочка?» (карандашом); « О ком думает кошка?» (о мышке).

3 балла – отвечает на все вопросы

2 балла – отвечает 3-5  вопросов

1 балл – отвечает на 2 вопроса

0 баллов – отвечает на 1 вопрос; неверно отвечает на вопросы

Задание №3

Цель: проверить способность согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа.

 

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Ребёнок образует словосочетание (красный мяч, синяя шапка, желтое ведро). Предъявляется 3 пробы.

3 балла – правильно  образует все словосочетания

2 балла – правильно образует 2 словосочетания

1 балл – правильно образует 1 словосочетание

0 баллов – неверно образует  словосочетания

Задание №4

Цель: проверить способность употреблять предложно-падежные конструкции.

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагается ответить по картинкам на вопросы («Где стоит ваза?» (на столе); «Где лежат фрукты?» (в корзине); «У кого мячик?» (у мальчика). Ребенку предъявляется 3 пробы.

3 балла – правильно отвечает на вопросы

2 балла —  отвечает на 2 вопроса

1 балл – отвечает на 1 вопрос

0 баллов – отказ от ответа

 

Задание №5

Цель: проверить способность согласовывать имена числительные с именами существительными.

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагается сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?» (два кота, пять котов; две машины, пять машин). Ребенку предъявляется 4 пробы.

3 балла – правильно называет все картинки

2 балла – называет  3 картинки

1 балл – называет 2 картинки

0 баллов – называет 1 картинку; отказ от ответа

Задание №6

Цель: проверить способность пользоваться суффиксальным способом образования словообразования.

Стимульный материал: картинки

Ход выполнения: Ребёнку предлагают назвать большой и маленький предметы. Маленький предмет ребёнок должен назвать ласково. Если ребёнок не сразу понимает задание, ему  можно предложить образец «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Ребёнок по картинкам образует пары слов. (Стол — столик; сумка — сумочка; чашка — чашечка; ведро — ведёрочко). Предъявляется 4 пробы.

3 балла – показывает все предъявленные картинки

2 балла — показывает 2-3 картинки

1 балл — показывает 1 картинку; поиск с помощью логопеда

0 баллов — неверный показ картинок

Задание №7

Цель: проверить способность образовывать название детенышей животных.

Ход выполнения: Ребёнку предлагают по образцу, без зрительной опоры, назвать детёнышей животных, продолжая фразу:  У кошки — котенок; у лисы — лисенок; у утки — утенок; у слона — слоненок. Предъявляется 4 пробы.

3 балла –называет все предъявленные образцы логопедом

2 балла – называет 3 образца предъявленных логопедом

1 балл – называет 1- 2 образца предъявленных логопедом; называние с помощью логопеда

0 баллов — неверное называние образцов.

 

Описание уровней

Высокий уровень (21-16 баллов): Ребёнок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.

Средний уровень (14- 9 баллов): Ребёнок допускает не стойкие ошибки при выполнении заданий.

Низкий уровень(7 – 4 баллов): Ребёнок допускает  стойкие грубые ошибки при выполнении заданий. Задания не выполняет совсем.

Асмаловская Оксана Анатольевна ; Ханина Екатерина Андреевна
Старший преподаватель ТГПУ им.Л.Н.Толстого; студентка ТГПУ им. Л.Н.Толстого
г. Тула

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *