Проект «Путешествие в космос»
Актуальность:
Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.
Таким образом, для развития речи самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов.
Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в от же время далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизвестному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность, расширяется и активизируется словарь. Главное отличие — нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения, то есть развитию речи.
Тип проекта: коррекционно-педагогический, творческий, игровой.
Участники проекта: учитель – логопед, дети, посещающие логопедический пункт, родители воспитанников.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели)
Цель проекта: Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с через активизацию их творческого потенциала.
Задачи проекта для детей:
- Уточнять, расширять и систематизировать знания детей о космосе и космонавтике.
- Расширять и активизировать словарь детей: антонимами, синонимами, многозначными словами по теме.
- Развивать связную монологическую и диалогическую речь старших дошкольников 4.Совершенствовать грамматический строй речи
- Развивать и совершенствовать творческие способности, психические процессы, общую и мелкую моторику.
- Продолжать формировать у детей интерес к чтению художественной, познавательной, справочной литературы.
- Продолжать учить сотрудничать и взаимодействовать в группе.
- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за российских космонавтов, за нашу Родину.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта позволит:
- сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
- развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
- повысить уровень педагогической культуры родителей.
Этапы работы | Методическая работа |
I Этап (подготовительный) |
|
II. Этап основной (практический)
|
С детьми
1 неделя Беседа «Что такое космос». Чтение художественной литературы: Я. К. Голованов «Дорога на космодром» Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Соберём космический корабль» Упражнения на дыхание: «Покорители космоса». Развитие фонематического слуха «Галактическое собрание» Пальчиковая гимнастика «Начинаем мы взлетать» Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе»
2 неделя Беседа «Голубая планета — Земля» Подвижные игры: «Космостарт», «Возвращение в луноход» Графический диктант «Ракета» Упражнения на дыхание: «Полёт на Солнце» — на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся. Пальчиковая гимнастика «Космонавт» Дидактические игры: «Подбери созвездие».
3 неделя Беседа «Семья планет» Чтение художественной литературы: стихотворения о космосе Упражнения на дыхание: «Полёт к инопланетянам» — на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости. Пальчиковая гимнастика «Кометы» Подвижные игры: «Невесомость», «Космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты» Дидактические игры: «Добавь словечко» Работа с родителями: |
3 этап – Заключительный | Составление творческих рассказов, сказок на тему: «Моё космическое путешествие» |
Коротовских Наталья Сергеевна
учитель — логопед, МАДОУ «Умка»
г. Ноябрьск