Путешествие в страну Грамматики

Сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Восемь  причины, по которым я рекомендую использовать сказку:

  1. Только игра и сказка  наполнены для ребёнка личностно-значимым смыслом. Такие  понятия как «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой» и т.д.  сами по себе этого смысла для ребёнка лишены. Своей сказкой я пытаюсь придать грамматическим понятиям личностно-значимый смысл, помочь построить детям логическую цепочку между названием  и значением. (красивый голос, глас -> «гласные звуки», согласные звуки со всем, со всем соглашались их и назвали -> «согласные звуки» и т. д.).
  2. Сказка позволяет через конкретные сказочные образы (король Предложение, злой тролль Единица, фея Пятёрка и т.д.) познать сложные языковые понятия.
  3. Сказка развивает воображение ребёнка а, следовательно, и его речь.
  4. Рассказывание сказки подкрепляется активным введением графических схем. (Опираясь на схемы, ребёнок учится самостоятельно строить свой ответ) Сказка позволяет в должной мере осуществить комплексный подход в работе.
  5. Сказка позволяет осуществить комплексный подход в работе с детьми, помимо доминантной образовательной области «Речевое развитие» интегрировать и иные образовательные области,- такие как «Познавательное развитие», «Физическое развитие» (игры с «облаками»,  «Гусеница», «Лабиринт»).
  6. Адаптация сказки к любой методике по подготовке детей к обучению грамоте позволяет построить задания таким образом, чтобы они могли использоваться не только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, но и на определённом этапе, в самостоятельной деятельности детей (например, игра «Сколько слов «съела» гусеница?», «Облака», «Лабиринт») или в парной коммуникации сверстников.
  7. Сказка позволяет привлечь родителей в единое образовательное пространство через организацию совместной деятельности с детьми.
  8. Сказка способствует не только интеграции образовательных областей, но и решению коррекционных задач по подготовке к обучению грамоте в рамках общеобразовательной  программы ДОУ, таким образом, педагоги избегают «ножниц» между коррекционными темами и темами групп.

 Шесть советов педагогам по использованию сказки

  • Не предлагайте детям сказку полностью (даже в общих чертах), берите из неё фрагменты, согласно конкретно изучаемой темы.
  • Старайтесь в один день непосредственно-образовательной деятельности акцентировать лишь одно языковое понятие, остальные понятия упоминайте вскользь согласно сказочному сюжету, непроизвольное их запоминание лишь позволит в дальнейшем вернуться к этим понятиям при прохождении соответствующих тем.
  • Новое языковое понятие обыгрывается не менее 2-3 дней непосредственно образовательной деятельности (при необходимости и больше).
  • При переходе к звуко-буквенному анализу, к работе с «волшебными облаками», на первоначальном этапе рекомендую их вырезать из бумаги. Помните, что у ребёнка ранее возникает, а, следовательно, лучше развито наглядно- действенное мышление.

На следующих этапах пойдёт усложнение работы не только с учётом увеличения количества звуков, но и с учётом постепенного перехода к наглядно-образному и даже понятийному мышлению. ( Ребёнок со временем отойдёт от вырезанных «облаков» и начнёт «двигать» их зрительно).

 

1 этап: «облака» из бумаги

 

+ « надевание «костюмчиков» и «платьиц»

 

 

2 этап: «облака» «двигаются» зрительно


 

3 этап: «облака» «двигаются» зрительно и одновременно увеличивается количество звуков

  • Учитывайте при подготовке следующий нюанс — один и тот же набор звуков может образовывать разные слова:

 

  • Как можно больше вводите опорных схем, зарисовок, особенно при изучении следующих тем:
    • Предложение. Пунктуация в конце предложения.
    • Предлоги и союзы в предложении.
    • Ударение.
    • Слова и слоги.
    • Гласные буквы. Гласные звуки и буквы, смягчающие впередистоящий согласный звук.
  • Уделяйте больше внимания интегрированным играм «Гусеница», «Облака», «Лабиринт»

 

 

Главная  сказка

Путешествие по страницам грамматики

(для дошкольников)

Я расскажу вам сказочку, сказочку необычную, поучительную. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в «Долине Красивой и Правильной речи» раскинулось государство «Грамматика». Правил этой страной добрый и справедливый король — король «Предложение». Король очень любил свой народ, любил за трудолюбие, за то, что его маленький народ помогал людям стать грамотней, умней. Мальчики в этой стране были самые послушные, самые исполнительные, согласные со всем, о чём бы ни попросили их. Так их и прозвали согласные звуки. У мальчиков согласных звуков был очень красивый звонкий голос, а на шее, как самую драгоценную медаль, они носили колокольчики. Когда мальчики были совсем маленькие, их голосок был слишком тонок, нежен, мягок и их называли мягкие согласные, а когда мальчики подрастали, их голосок становился громче, твёрже, и они становились твёрдыми согласными. Твёрдые согласные носили синие костюмы, а мягкие согласные —  зелёные костюмы.

Девочки в этой стране были самые красивые, самые умные, они имели такой звонкий голосок, что никто и ничто не могло помешать им, петь свои песенки (ни зубки, ни губки). Оттого, что девочки имели самый красивый голос, их и прозвали гласные звуки. Девочки, носили красные платьица.

В стране «Грамматике» все жили дружно.  Мальчики — согласные звуки  дружили с девочками — гласными звуками, а когда они вставали рядом, взявшись за руки, то образовывались слоги, а из слогов —  слова.

У короля Предложения было своё войско. Создавал он это войско из самых достойных своих слуг, из самых достойных слов. Любил король своё войско, любил построить своих солдат (слова) как на парад.

— А ну, доблестные мои солдаты, займите свои места, — любил говорить король. Первым в предложении вставал самый красивый, самый высокий солдат (с тех пор так и повелось, что первое слово в предложении пишется с большой буквы), затем — второй, третий солдат. Каждый солдат имел своё место и не мог стоять там, где только ему захочется. (Солдаты стояли так, что мы могли понять, что нам хотят сказать). Последний солдат в предложении должен был показать другим, что он последнее слово в предложении, и тогда он брал палочку и ставил около себя, показывая этим, чтобы другие солдатики-слова за ним больше не вставали. След от этой палочки остался и с тех пор превратился в точку (так и повелось с тех пор: в конце любого предложения ставится точка).

У короля Предложения было  много друзей-волшебников. Одни волшебники превращали слова в слова предметы (эти слова можно было увидеть). Другие волшебники превращали слова в слова-невидимки, их нельзя было увидеть, но их можно было потрогать, почувствовать (слова признаки). А ещё одни волшебники превращали слова в совсем необычные (в слова, которые нельзя было ни увидеть, ни потрогать, но можно было с ними подействовать).

Так бы счастливо жила страна «Грамматика», да вот беда, захватил страну злой и страшный Тролль по имени «Единица». Короля Предложения он заключил в темницу, войско слов разбил на части (слоги). И теперь, чтобы снова получить слово, его нужно сложить из частей (слогов), а для этого нужно уметь узнавать:  из скольких частей (слогов) это слово состоит.

И вот ещё что натворил злой Тролль. Когда страной правил король Предложение не только слова стояли в предложении строго на своём месте,      но и звуки в словах тоже стояли строго по своим местам. А тролль каждый звук посадил на отдельное облачко, да так, что забыли они, какие места занимали в слове и теперь, чтобы расколдовать слово, надо определить на каких местах звуки стояли раньше, а затем на каждый звук надеть свой костюм.

Но самое страшное было еще впереди. Злой Тролль «Единица» собрал на площади мальчиков-согласные звуки — и потребовал, чтобы они больше никогда не дружили с девочками — гласными звуками, никогда больше не превращались в слоги, а из слогов в слова и никогда не учили людей грамоте.

Мальчик — согласные, хотя и соглашались до этого со всем, что от них потребуют, — тут возмутились. Тогда самых непослушных злой Тролль лишил голоса, оглушил их, и стали мальчики согласные звуки с тех пор непросто согласными, а согласными звонкими (это те, кого злой Тролль не лишил голоса) и согласными глухими.

С тех пор, как это произошло, прошло много лет, много воды утекло, и не так-то просто стало научиться читать и писать, не так-то просто вновь поставить рядом гласный и согласный звук. Но тех, кому это удается, ждёт самый большой подарок — умение читать. Те же, кто не хочет этому научиться, просто до сих пор заколдованы злым Троллем «Единицей» и их надо просто расколдовать.

 

Гласные буквы.

Гласные буквы и звуки, смягчающие впередистоящий согласный звук.

Прошло некоторое время и злому Троллю «Единице» показалось, что мало было отнять голос у некоторых согласных. Тогда он решил сделать из добрых, сердечных согласных звуков — злых, с каменными сердцами. «Никто и ничто не сможет смягчить  ваши каменные сердца!» — прокричал злой Тролль. Так бы это и было, но решили тогда гласные девочки, подружки согласных звуков, помочь своим друзьям, смягчить их каменные сердца. Первая попыталась это сделать гласная «а». Встала она позади согласного звука, взяла его за руку, получился слог. Но как только не пыталась гласная-девочка смягчить заколдованное твёрдое сердце согласного мальчика, какие только волшебные слова не говорила, ничто не помогало; так согласный и остался твёрдым. То же самое попытались сделать гласные «у, о, ы, э», но и у них тоже ничего не получилось. И только самая младшая сестрёнка — гласная «и» — сумела расколдовать каменные сердца согласных звуков (может быть потому, что она была самая младшая и самая добрая, а может ещё почему, но только не о том сказка). Обиделись на свою младшую сестрёнку гласные-девочки. «Чем мы хуже! Почему у тебя получилось, а у нас нет?» «Сестрёнки, милые, — сказала на это гласная «и», — сейчас не время спорить, надо спасать наших друзей-согласные звуки. А для этого вам нужно с кем-то объединиться так, чтобы силы было в два раза больше и тогда вы тоже сможете смягчить сердца наших друзей». «Ну, с кем же мы объединимся!» — закричали гласные-девочки. Стали они искать, с кем бы объединиться, чтобы силы для избавления от чар было в два раза больше. Смотрят, а навстречу им идёт и плачет «й». «Что ты плачешь? —  спрашивают его гласные девочки. «Обо мне все забыли, даже злой Тролль, который заколдовал всех моих братьев (согласные звуки), и то обо мне забыл, — плакал «й». «Постой! — закричали гласные девочки, — а ты хочешь спасти своих, братьев?» «Конечно, хочу»- сказал «й». «Тогда вставай впереди нас, а мы за тобой и, тогда, может быть, мы двойной силой сможем смягчить сердца твоих братьев». Встал «й» впереди, взяла его гласная «а» за руку — получилось два звука «йа», и они   двойной   своей   силой   смогли   смягчить   твердые   сердца заколдованных согласных. Затем «й» взяла за руку гласная «у» получилось два звука «йу», и они тоже смогли смягчить согласные звуки. Когда за руку «й» взяла гласная «э», получилось два звука «йэ» и они тоже смягчили твердые сердца согласных-мальчиков. И последняя шла гласная «о». Когда она взяла «й» за руку, получилось два звука «йо», и этим двум звукам тоже удалось расколдовать согласные звуки. «Ах, как здорово! — закричали от радости гласные «а, у, э, о», — то, что нам не удалось сделать одним, мы смогли сделать с помощью «й». И тогда гласные девочки предложили «й»: «Милый «й»,  давай с этих пор каждый раз, когда нам надо будет смягчить согласный звук, ты будешь вставать впереди нас. Когда же этого не надо будет, мы будем обходиться без твоей помощи».

С тех пор «й» так сдружилась с гласными-девочками, что стали они не разлей вода (звуки «йа» превратились в гласную букву «я»; «йо» — в букву «ё»; «йу»- в «ю»; «йэ» — в букву «е»). И только одна гласная-девочка «и» по-прежнему одна, без помощи «й», смягчает сердца согласных звуков. С тех пор так и повелось, что гласные буквы «е, ё, ю, я» и гласный звук «и» всегда смягчают впередистоящий согласный звук. Когда же этого делать не надо, гласные (а, у, о, э, ы) обходятся без помощи «й». С тех пор мы слышим два звука «йа, йу, йэ, йо», но пишем одну букву «я, ю, е, ё».

Гласные девочки  я, ю, е, ё  после того как научились смягчать впереди стоящие согласные звуки, так расхрабрились, так загордились, что стали даже хвастаться: « Мы теперь самые лучшие, самые сильные, мы теперь кого      угодно смягчим!» (надо сказать, что больше других хвастались подружки «я» и «ю»). И вот однажды, как обычно, шли гласные буквы-хвастунишки, а навстречу им согласный «ч».  «Стой!!! закричали гласные я, ю, е, ё, — мы тебя сейчас будем смягчать!» Согласный «ч» был вежливый, добрый мальчик, а потому спокойно ответил зазнайкам: «Милые гласные буквы, спасибо за то, что вы хотите мне помочь! Но вы разве забыли, что я всегда остаюсь мягким, меня смягчать не надо!».  «Как это так!!!» — возмутились гласные девочки и больше всех «я» и «ю», — мы ему помощь предлагаем, а он еще и отказывается!» Не выдержала «я» и схватила за руку «ч». «Отпусти меня, взмолился «ч», — я же говорю, что меня смягчать не надо», «Подумаешь, он говорит!!! А я говорю, что буду стоять за тобой!!! — кричала «я». «Правильно, правильно, — юлила перед подругой «ю», — подумаешь, какой недотрога , я вот тоже позади его встану!»  Так кричали подруги-зазнайки, что их крик услышал король-Предложение, а услышав, вызвал «ч» и его обидчиц во дворец. «О чём спорите? — спрашивает король «Предложение» «я» и «ю». «Ю» как всегда, заюлила: «Мы, Ваше Величество, хотим смягчить «ч», встать позади его, а он отказывается, неблагодарный!» «А ты что скажешь?» — спрашивает король «Предложение» «ч». Тут рассказал «ч» всё без утайки о том, как обидели его «я» и «ю»,

«Да, — промолвил после горького рассказа «ч» король «Предложение», — не думал я, что в моем королевстве могут быть такие сестры, но что поделаешь, обидчиц надо наказать.  Приказываю: «я» и «ю» никогда больше не  пытаться  смягчать «ч»,  никогда больше не вставать позади него. Ты же «ч» с нынешнего дня будешь дружить только с «а» и «у»». С тех пор так и повелось «ча» и «чу» пишется с «а» и «у», а не с «я» и «ю». Аналогично «ща — щу».

 

По звонкости —  глухости

(на примере «ш» — «ж»)

В те времена,  когда страной «Грамматикой» правил король «Предложение»,  жили-были два братца «ш» и «ж». Оба были согласные, оба звонкие, не братики, а просто близнецы. Но однажды  захватил страну злой Тролль «Единица». Собрал он согласные звуки на площади и потребовал, чтобы они покорились ему, выполнили всё, что он только не потребует. Согласный «ж» был слабенький, не хватило у него сил сопротивляться Троллю, и он покорился.  «Я буду делать всё, что ты мне прикажешь! — сказал «ж» Троллю. И Тролль оставил ему голос («ж» остался звонким). А согласный «ш» был сильнее и смелее братца «ж»: «Я никогда не буду тебе покорным!» — бросил он в лицо злому Троллю «Единице». И тогда «Единица» наказал его за непокорность: он забрал у «ш» голос, сделал его глухим звуком,

С тех пор так и повелось:  звуки «ш» и «ж» похожи как два братца-близнеца, живут в одном домике, оба согласные, язычок, губки, зубки при произношении этих звуков работают одинаково, только «ж» остался звонким согласным, а «ш» с тех пор стал глухим.

 

Правописание «Ши — Жи» (аналогично «Ча-Ща», «Чу-Щу»)

В те времена,  когда, страной «Грамматикой» управлял справедливый король «Предложение», существовало правило: после «ш» и «ж» слышалось «ы» и писалось «ы».(Так было легче научиться читать и писать).  Но вот захватил  страну злой Тролль «Единица», и он стал делать всё для того, чтобы как можно труднее стало научиться читать и писать. Он стал расставлять ловушки для тех, кто хочет быть грамотным. Тролль ввёл правило с ловушкой. Вот это правило: в слогах, «жи» и «ши» слышится «ы», но — внимание! Пишется  «и».  Ловушка в том и состоит, что слышится один звук, а пишется совсем другая буква, а кто не знает этого правила, тот попадается в ловушку злого Тролля «Единицы».

С тех пор повелось и стало правилом: «ЖИ — ШИ»  —  пиши с буквой «И».

 

Ударение

Когда король «Предложение» с вашей помощью вышел из темницы, он решил собрать свой народ, своё войско.  С большим трудом ему удалось сложить из отдельных частей (слогов) своих солдатиков (слова). (Вы, конечно, помните, что разбил их на части (слоги) злой Тролль «Единица»).  Но оживить король их не мог.  Что он только ни делал, какие волшебные слова ни говорил — ничего не помогало. Совсем отчаялся король, но вдруг он вспомнил о своей подружке, доброй фее «Пятёрке». «Фея, милая, помоги мне снова оживить мой народ, мои слова!»- обратился он к волшебнице. «Ну что ж, помогу! Ты, король, совсем забыл о своей волшебной палочке. Подойди к любому солдатику-слову, позови его  по имени и, взмахнув палочкой, ударь слегка ею — слово сразу и оживёт». Так и сделал король. Подошёл он к солдатику-слову «машина», наклонился над ним, позвал его «ма-ши-на» и слегка ударил палочкой над ним! И там, где он взмахнул и ударил, остался след, а удар пришёлся на гласную «и». И вот чудо, — слово «машина» сразу ожило. Так король расколдовал почти весь свой народ.

С тех пор и повелось: след от удара волшебной палочки называется ударением, а чтобы его правильно поставить, надо слово позвать по имени. А тот звук, над которым взмахнула волшебная палочка короля, называется ударным звуком. Он самый важный звук в слове, а всё самое важное любит выделяться, поэтому этот звук выделяют, тянут голосом. А вы, конечно же помните, что тянуть и петь можно только гласные звуки. Поэтому запомните правило: «ударными звуками могут быть только гласные звуки!»

 

Сказка о маленьких словах в предложениях (союзы, предлоги)

Однажды пришли к королю «Предложение» поступать в войско маленькие слова  (в, на, под, из, к., у, и)  и т.д.  «Возьмите нас в своё войско, будем мы служить вам верой и правдой!» —  сказали маленькие

слова. «Никогда вас не примем! — закричали большие слова-солдатики, — куда вам до нас — больших и красивых слов!» «Да, но без нас у вас не получатся предложения», — возразили маленькие слова. «Ну вот ещё,  —  фыркнули большие  солдатики-слова,  не может того быть, чтобы мы не справились без вас! Вот ты «в», — ну скажи, разве ты — слово?! Ты, вообще, похож на звук; а ты «на» — чуть больше и похож на слог, ну какие из вас солдатики-слова!»

Обиделись маленькие слова и ушли. Прошло некоторое время. Король «Предложение» приказал: «А ну, доблестное моё войско, постройтесь в предложение «ВАЗА СТОИТ НА СТОЛЕ». Стали строиться солдатики-слова: первым встал солдатик слово «ВАЗА», за ним солдатик-слово «СТОИТ», затем встал солдатик-слово «СТОЛЕ» и получилось предложение: «ВАЗА СТОИТ СТОЛЕ». «Ой, что-то не так, — сказали   солдатики-слова,   —     какое-то   некрасивое   предложение получилось у нас». (Ну а вы- то догадались, ребята, что предложение получилось некрасивое и непонятное потому, что маленькое слово «НА» ушло из предложения).

Прошло ещё некоторое время.  Король «Предложение» приказал построить предложение «МАЛЬЧИК СМОТРИТ ИЗ ОКНА». Но как ни строились солдатики,  получалось «МАЛЬЧИК СМОТРИТ ОКНА» (ведь маленькое слово «ИЗ» тоже ушло из предложения).

Собрались солдатики-слова и стали думать, что же делать им?! Думали они, думали и решили : пойти попросить прощение у маленьких слов и уговорить их поступить в войско короля «Предложения». Пришли они к маленьким словам и говорят им: «Маленькие слова, простите нас, мы больше никогда вас не будем обижать. Ведь вы хоть и. маленькие, да помощь от вас большая: без вас не получится никогда красивое и понятное предложение!»

Простили маленькие слова своих больших братьев (большие слова) и поступили в войско короля «Предложения».

С тех пор маленькие слова-солдатики живут в предложениях точно так же  как большие слова-солдаты. (А когда рисуют схему предложения, их выделяют чёрточкой, точно так же как большие слова).

 

Сказка о том,  как появились «!» и «?» знаки

Как-то у короля «Предложения» было очень хорошее настроение. Решил он тогда построить своих солдат-слова так, чтобы получилось весёлое предложение, совсем такое же, как и его настроение.  А предложение было таким: «СКОРО НАСТУПИТ НОВЫЙ ГОД». (У солдат-слов в этом предложении тоже сразу же стало хорошее настроение, такое веселое, что последний солдатик-слово «ГОД» не просто поставил после себя точку след от палочки), но и от радости воскликнул и поднял руки вверх  и сразу же обычная точка, вслед за ним, тоже подняла руки вверх и воскликнула, превратилась в восклицательную точку или восклицательный знак).

С тех пор и повелось, если мы хотим в предложении передать своё хорошее, весёлое настроение, то в конце его ставится восклицательный знак (поэтому предложение «СКОРО НАСТУПИТ НОВЫЙ ГОД!» надо писать с восклицательным знаком).

Прошло ещё некоторое время, и король «Предложение» решил научиться задавать вопросы, а для этого он решил построить предложение «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ». (Солдатики-слова, как им и положено, заняли свои места, а последний солдатик-слово «ЗОВУТ», как и раньше, поставил после себя точку (след от палочки), но вот какая неожиданность: последний солдатик-слово точку-то поставил, да вопрос, какой хотели задать не расслышал потому ,что стоял последний, поэтому он наклонился вперёд, изогнулся так, чтобы встать, поближе к своим друзьям (другим словам в предложении) и расслышать вопрос И вот чудо! В ту же секунду обычная точка, какую солдатик поставил после себя, изогнулась вслед за последним солдатиком и превратилась в вопросительную точку (вопросительный знак).

С тех пор так и бывает,  если мы хотим в предложении о чём-то спросить, то в его конце ставится вопросительный знак (поэтому в предложении «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?» в конце вместо обычной точки надо писать вопросительный знак).

 

Сказка о братце «К» и братце «Х»

Жили-были в стране «Грамматике» два братца- близнеца — звуки «К» и «X», похожи как две капли воды. Оба согласные, оба глухие, оба могли быть и твёрдыми и мягкими. Но всё-таки одно отличие между ними было. Братец «К» был трудолюбивый, послушный. Всё, что ему скажут, делал правильно и быстро. А братец «X» — был ленивый — всё, что его ни попросят, он делал медленно, будто хотел потянуть время, даже говорил не спеша. Скажет ему братец «К»: «Братец «X», пойдём в школу!». А он в ответ: «О-ххххо-ххххо-хо-хо — не оххххото!» Скажут ему: «Убери за собой игрушки!» А в ответ снова слышат: «Оххххо-хо-хо, не охххото!».  Долго ли, коротко ли тянул бы ещё с работой братец «X», но только однажды случилось вот что: захотел он как всегда помедлить с порученным делом, растянуть время, работу, а получилось, что вместо времени и работы растянул свою песенку ХХХХХ. Погоревал, погоревал братец «X» да делать нечего, сам виноват, не надо было лениться. Вот с тех  пор так и повелось: звуки «К» и «X» — похожи, как близнецы, только звук «К» произносится быстро, а звук «X» несколько протяжно. Хотя по-настоящему его нельзя петь и тянуть, потому что он согласный.

 

Сказка о звонких согласных в конце слова

Вы,  конечно же, помните, ребята, сказку о братцах-близнецах (ш-ж); (т — д); {к — г); (б — п); (с — з).  Были они похожи как две капли воды, только один братец был глухим, а другой — звонким. Вот глухие братцы (ш, т, к, п, с) однажды решили: «Раз злой Тролль «Единица» у нас забрал голоса, то мы имеем право везде занимать места, которые раньше занимали наши звонкие братцы (ж, д, г, б, з). И полюбилось всем глухим братцам особенно место в конце слова.

Однажды король «Предложение» решил составить слово «ДУБ». Бежит братец «б», торопится занять своё место в конце слова. Прибегает, а там уже братец «п» стоит. Говорит братец «п» братцу «б»: «Уступи мне своё место, ты ведь итак с голосом остался, чего тебе ещё надо?» Смирился братец «б». «Ладно, — говорит, — стой уж, а то ведь и правда, обидел тебя злой Тролль».

В другой раз король «Предложение»  решил составить слово «ГОД». Побежал братец «д» занимать своё место в конце слова, а там уже братец «т» стоит и просит слезно занять место братца.  И также пожалел братец «д» своего братца «т», пустил его на своё место. То же самое было с братцами «ж», «г», «з».

А вскоре глухие братцы вообще не стали пускать своих звонких близнецов  в конец слова. И теперь уже обижаться стали звонкие братцы. Думали они, думали, что делать и решили пойти к королю «Предложения» — пусть как он решит, так и будет.

Пришли звонкие братцы к королю и говорят: «Ваше Величество! Что нам делать? У наших братцев — близнецов злой Тролль «Единица» забрал голос, сделал их глухими, вот за это мы их и пожалели,  пустили на свои места в конце слова. Но и нам тоже хочется, хоть иногда, стоять в конце слова, на своём прежнем месте. Что нам делать, рассуди нас, чтобы никому не было обидно?»

И тогда король «Предложение» сказал: «Я рассужу вас по справедливости! Чтобы вам не ссориться со своими глухими братцами, мы введём правило:  каждое слово, где вы раньше стояли в конце, прежде чем написать, надо будет произнести так, будто предметов не один, а много (дуб – дубы; год — годы и т.д.).  Если в слове, обозначающем много предметов в конце слова, будет звучать звонкий звук, то и в слове, обозначающем один предмет, на конце  тоже надо будет писать звонкий звук, (дубы — дуб; годы — год).

Но если в слове, обозначающем  много предметов, на конце слова  будет звучать глухой звук, то и в слове, обозначающем один предмет тоже надо писать глухой звук на конце слова (носы — нос; супы — суп) и т.д., Так и решили. Все остались довольны этим справедливым решением короля «Предложения».  И с тех пор ссор между братцами-близнецами нет. А это правило о звонких и глухих братцах-близнецах знает теперь  каждый, кто путешествует по стране «Грамматике».

 

Сказка о звуковой беговой дорожке

(полоска для определения места звука в слове на примере звука «т»)

Забрал злой Тролль «Единица» у звука «Т» голос, сделал его глухим,  но этого ему показалось мало.  Тогда он решил забрать звук «Т» из всех слов,  где раньше тот жил. (Тогда вместо слова «торт» —  получился бы «ор», вместо слова «тигр» — слово «игр» и т.д.) Узнал об этом «Т», испугался. Что ему теперь делать?  Король «Предложение» ничем не мог помочь,  потому что сам сидел в темнице.  Вспомнил «Т» о фее «Пятерке» и побежал к ней.  «Фея, милая, — взмолился «Т», — спаси меня. Мало злому Троллю было забрать у меня голос, так он ещё хочет забрать меня из всех слов, где я раньше жил!» А «Пятёрка» ему в ответ: «Спрятать тебя можно только на звуковой, беговой дорожке. Если дети согласятся тебя спасти — твое счастье. Но только сам запомни и детям скажи, что только с правильного места тебя не сможет забрать Тролль, только правильное место заколдовано от злого Тролля. Если же тебя спрячут не на правильном месте, я ничем не смогу помочь тебе и злой Тролль заберёт тебя.

Далее логопед просит  детей помочь.  (Берутся необходимые фишки, полоски и картинки на интонирование звука).

 

Сказка о братцах «Л» и «Р» (дифференциация)

Давно это было. Жили-были в стране «Грамматики» два братца близнеца «Р» и «Л», похожие как две капли воды, оба согласные, оба звонкие, оба могли быть мягкими и твёрдыми. Жили братцы, ни о чём не тужили! Но вот захватил страну «Грамматику» злой и коварный тролль «Единица»: войско слов он разбил на части (слоги), короля «Предложение» заключил в темницу, а согласные звуки собрал на площади и потребовал, чтобы они никогда больше не дружили с девочками-гласными, не образовывали слоги, а из слогов — слова. Мальчики согласные звуки хоть до этого совсем соглашались, но на сей раз возмутились. Не согласились со злым троллем и братцы «Р» и «Л».

«Ну что ж, — зловеще прокричал «Единица», — тогда я заберу у вас голоса, заберу ваши колокольчики!» Сказал и тут же схватил братца «Р». Испугался «Р», жалко стало ему свой звонкий голосок. «Не забирай у меня колокольчик, — дрожа от страха, стал умолять злого тролля братец «Р», — и я и       мой братец «Л» будем тебя во всём слушаться, оставь нам колокольчики». Увидел злой тролль, как дрожит от страха «Р» и решил оставить братцам голоса: «Я оставлю вам колокольчики, а вы за это будете меня во всём слушаться!»

Шло время, а братец «Р» ещё долго дрожал от страха за свой голосок, так дрожал, что даже голосок у него стал дрожащим. С тех пор живут в стране «Грамматике» два братца-близнеца «Р» и «Л»: во всём похожи, но только у братца «Р» голосок дрожит, он дрожащий согласный, а у братца «Л» — голосок спокойный, не дрожащий.

 

Сказка об «Й»

Жили-были в стране «Грамматики» согласные звуки и самым младшим из них — был братец «й». Он был такой маленький, такой хорошенький, похожий на гласную девочку (видно недаром его часто путали с гласной девочкой «и»). Старшие братцы согласные звуки очень любили «й» и часто за него всё делали: постель уберут, грядки прополют и даже в школу за него сходят, приговаривая при этом: «Братец «й» мал, вот подрастёт, тогда и начнёт трудиться!» Но время шло, а братец «й» так привык к тому, что всё за него делали, что уже и не думал о том, как приступить к работе.

Узнал об этом король «Предложение», позвал к себе «й», сказав при этом: «Тот, кто не трудится, — никогда не повзрослеет. Только очень маленький ребёнок может ждать, когда за него всё сделают другие. А по сему, с нынешнего дня и до скончания веков, будешь ты носить только зелёный костюм, а синего костюма я тебя лишаю!». С тех пор «й» носит только зелёный костюм, а синего того, который носят только взрослые, твёрдые согласные, он лишён навсегда.

 

Сказка о братцах Ж – Ш (об их только твёрдом варианте)

Согласные братцы-близнецы «Ш» и «Ж» в отличие от «Й» напротив очень любили трудиться. С раннего утра до позднего вечера они без устали учили детей грамоте. И даже когда они были ещё маленькие, то дружили, в основном, только с взрослыми (твёрдыми) согласными.

Слух об их неиссякаемом трудолюбии дошёл до короля «Предложение» и он, вызвав их к себе, объявил: «Я знаю о вашем трудолюбии и потому хочу наградить вас за ваше старание. С сегодняшнего дня и до скончания веков вы будете причислены к твёрдым согласным, с правом носить только синий костюм!»

С тех пор братцы «Ж» и «Ш» не носят свой зелёный костюм, не бывают мягкими, они носят только синий костюм, а значит, бывают только твёрдыми.

 

Сказка о братцах «3» и «Ж» (дифференциация)

Жили-были в стране «Грамматике» два братца «3» и «Ж». Оба были согласные, оба звонкие. Очень дружно жили братья, — да только вот одна была беда, -братец «3» очень боялся высоты. Никто на свете не мог заставить его забраться вверх. «Очень сильно я боюсь, я наверх не заберусь!» — чуть не плача говорил братец «3».

А вот братец «Ж» — наоборот, — очень любил карабкаться вверх, — (не звук просто был, а альпинист какой-то).

  «Эй, братец «3», чего сидишь внизу? Давай, забирайся за мной вверх!» — кричал братцу «3» братец «Ж» и весело добавлял: — «Высоты я не боюсь, я повыше заберусь!!!» (И следом за братцем «Ж» вверх поднимался язычок).

А братец «3» по-прежнему оставался внизу и тихо шептал: — «Я внизу посижу и на братца погляжу!!!» (Вместе с братцем «3» язычок тоже оставался внизу).

С тех пор так и повелось: на звук «3» — язычок остается внизу, а на «Ж» — поднимается вверх.

 

История о коварных гусеницах (к игре «Сколько слов «съела» гусеница?)

У короля «Предложение» был большой сад, росли в нём волшебные яблони. На каждом яблоке была написана какая-то буква. Захватил страну «Грамматики» злой тролль «Единица».  Короля «Предложение» он заключил в темницу, войско слов разбил на части (слоги), а на яблони наслал гусениц, сказав им: «Поедайте как можно больше букв!»

И теперь, чтобы расколдовать яблони, надо разгадать как можно больше слов, которые  могли «съесть» гусеницы злого тролля.

 

Правила игры «Сколько слов «съела» гусеница?»

  • Набор букв задаёт взрослый, в него входят лишь знакомые детям буквы.
  • Необязательно, чтобы все буквы были в одном слове.
  • Если «гусеница съела» лишь одну, например, букву А, то и в слове она может быть только одна.

 

Игра «Лабиринт»

Включает с себя ориентировку на листе бумаги и игру «Надень» на слово нужные «костюмы»

Каночкина Ольга Евгеньевна
учитель-логопед, МКДОУ д/с № 465
г. Новосибирск, Новосибирская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *