Разработка и реализация индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей-инвалидов

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное
значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…нет ничего более важного,
никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

 

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В образовательных учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных учреждений.

Альтернатива такой системы – совместное обучение детей с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но создающая при этом  особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования в Российской Федерации представлено следующими основными законодательными ресурсами:

  • Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  • Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95«О порядке и условиях признания лица инвалидом» п.34 (для гражданина, признанного инвалидом, разрабатывается ИПР)
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 г. № 379н «Порядок разработки ИПР инвалида (ребенка-инвалида)».

С опорой на нормативно-правовой обеспечение простраивается и система работы, которая призвана:

создавать необходимые условия для реализации инклюзивного образования:

  • получение без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • коррекция нарушений развития и социальной адаптации;
  • оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков;
  • разработка методов и способов общения;
  • создание условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности;
  • социальное развитие лиц с ограниченными возможностями здоровья.

учитывать принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.

Педагогический аспект реабилитации детей-инвалидов включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования методами обучения, воспитания и развития.

Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта  специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное развитие предполагает преодоление недостатков умственного и физического развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и развитие нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Компенсация дефекта в учебных условиях реализуется с помощью специальных методов, пособий, дидактического материала, специальных приборов.

Объем  и структура реабилитационных услуг ребенка-инвалида определяется  индивидуальной программой реабилитации (далее ИПР), разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы. При разработке программы  должен учитываться комплекс медицинских, личностно-психологических, социально-педагогических факторов. При этом необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского возраста, характер течения заболевания, степень нарушения функций различных систем организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности, реабилитационные возможности. Важным фактором при проведении экспертно- реабилитационной диагностики и разработке ИПР ребенка-инвалида, является оценка его коммуникативного развития, игровой и учебной деятельностью. Не менее значимым моментом является анализ семейных отношений, так как именно в семейном контексте формируются основы личности ребенка.

ИПР  ребенка-инвалида включает программу медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, в том числе патронаж семьи (медицинский, психолого-педагогический, социокультурный), мероприятия по психолого-педагогическойи коррекционной работе.

ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Стоит также отметить, что ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. (в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации

По содержанию целью реализуемых мероприятий является создание психологических условий (конкретно – формирование познавательной мотивации, положительного эмоционального отношения к ситуации обучения, создание ситуации успеха, особенно на ранних этапах вхождения в образовательную среду, предоставление средств совладания со сложными ситуациями, с трудностями в целом) и обеспечение овладения ребенком педагогическими средствами освоения того или иного материала, тех или иных способностей.

Социально-педагогическая реабилитация инвалидов — это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

  • социально-педагогическую диагностику;
  • социально-педагогическое консультирование;
  • педагогическую коррекцию;
  • коррекционное обучение;
  • педагогическое просвещение;
  • — социально-педагогический патронаж и поддержку.

— Социально-педагогическая диагностика заключается в выявлении и анализе особенностей образовательного статуса инвалида и членов его семьи, ограничений способности к обучению, в оценке сохранности общеобразовательных и профессионально важных качеств, определяющих способности и возможности в области обучения/образования, потребности в получении социально-педагогических услуг.

Социально-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи инвалиду в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала инвалида и степени ограничений способности к обучению.

— Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций инвалида педагогическими методами и средствами. Педагогическая коррекция осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогом-дефектологом (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами).

— Коррекционное обучение включает в себя обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, языку жестов инвалидов с нарушениями слуха и членов их семей, восстановление социального опыта специальными педагогическими методами, учитывающими имеющиеся у инвалида нарушения функций организма и ограничения способности к обучению.

— Педагогическое просвещение — это просвещение инвалидов и членов их семей, специалистов, работающих с инвалидами, в области знаний об инвалидности, методах и средствах реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

— Социально-педагогический патронаж и поддержку инвалидов осуществляют в отношении инвалидов и их семей и включают в нее: курирование условий обучения инвалида в семье, возможности помощи членов семьи в процессе обучения инвалида, содействие в получении общего и профессионального образования, информирование по вопросам общего и профессионального образования, организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса обучения, содействие во включении инвалида в общественные организации инвалидов.

Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.

Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.

Таким образом, ИПР ребенка-инвалида – это документ, выдаваемый органами Медико-социальной экспертизы, в котором прописаны все актуальные для ребенка на конкретном этапе его развития реабилитационные мероприятия.

Актуальным и значимым в современном образовательном пространстве становиться вопрос разработки и реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы (далее ИАОП) для детей-инвалидов в образовательных организациях. Так, на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90 «Айболит» были разработаны и реализуются ИАОП для детей-инвалидов в соответствии  с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре», на основе:

  • Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
  • Образовательной программы дошкольного образования «Развитие»/ под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г.
  • Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, автор Н. В. Нищева.
  • С учетом заключения ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссией) г. Нижневартовска, ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) на воспитанника, разработанная автономным учреждением дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институтом развития образования» г. Ханты-Мансийска.

Данная программа, является программными документами, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач:

  1. Определить особые образовательные потребности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Осуществить индивидуально ориентированную психолого — медико – педагогическую помощь ребенку с особыми образовательными потребностями с учётом индивидуальных возможностей особенностей в соответствии рекомендациями ТПМПК и ИПРА;
  3. Оценить результаты помощи воспитаннику с особыми образовательными потребностями и определить степень их готовности к школьному обучению;
  4. Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы и подходы к формированию программы

  1. Принцип психолого — педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств.
  2. Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Принцип учета возрастных границ.
  4. Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы
  5. Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы.
  6. Принцип системного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ.
  7. Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы.
  8. Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы на социализацию ребенка.
  9. Принцип единства диагностики и коррекции.

 

Мероприятия реализации ИАОП

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с  нарушением речи, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-логопатов и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с проблемами в речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут, подгрупповые занятия 25 — 30 минут.

Содержание коррекционно-развивающей работы прописываются всеми педагогами и специалистами ДОУ, планируются результаты освоения программы, составляется план взаимодействия с родителями ребенка-инвалида.

Важным и значимым при реализации ИАОП является проведение мониторинга развития ребенка, который просматривается в динамике:

 Мониторинг  развития ребенка

  Специалисты Уровень развития на начало учебного года (сентябрь) Уровень развития на конец учебного года (май) Динамика
1. Воспитатель      
2. Учитель-логопед

 

     
3. Педагог-психолог

 

     
4. Музыкальный руководитель

 

     
5. Инструктор по физической культуре (плавание)      
6. Инструктор по физической культуре      

В процессе реализации ИАОП вносятся необходимые коррективы, направленные на изменение или коррекцию образовательного маршрута (в случае необходимости), а также даются рекомендации и формулируется коллегиальное заключение по итогам реализации ИАОП.

 

Литература:

  1. Быкова О. Е., Специфика разработки индивидуальных программ реабилитации для детей-инвалидов, 2006
  2. Ительсон Л. Б. // Хрестоматия по возрастной психологии – М., 1994. – С. 152 – 158.
  3. Конституция РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  4. Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива»
  5. Пузин С. Н., Дементьева Н. Ф. Социально-медицинская реабилитация детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.- М.,2002г.

Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М. РООИ «Перспектива», 2007

  1. Старобина Е.М., Каменков К. А, Щебетаха В.Я. Специфика формирования     индивидуальных программ реабилитации  детей-инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация.- 2003,
  2. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.

Бунина Ольга Владимировна
учитель-логопед МАДОУ ДС № 90 «Айболит»
г. Нижневартовск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *