Развитие интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом «рассказать»: хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? А замечательная способность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердится она или довольна им!

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз (Б.Шоу).

Из практики мы знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможность детям различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные оттенки речи. Дает возможность и самим детям шире использовать разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова или группу слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально – волевое отношение к сказанному. Все это помогает дошкольникам более точно передавать свои мысли, читать стихотворения, потешки, считалочки.

Интонация это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

  • мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;
  • темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи);
  • пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
  • сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;
  • логическое ударение — выделение голосом отдельных слов;
  • фразовое ударение — выделение голосом группы слов;
  • ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;
  • тембр —  эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит в процессе общения с взрослыми. Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа:

  • сначала формировать навыки восприятия интонации,
  • затем – навыки её использования в собственной речи.

Попробуйте прочитать детям один и тот же текст, но по–разному: первый раз — монотонно, невыразительно, а второй раз – с интонационной выразительностью. Как вы думаете, отметят дети разницу? Да, безусловно, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи.

Поэтому, организуя специальную речевую среду, мы должны создавать для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.

По направлению движения голоса различают следующие мелодические формы:

Монотонная — с незначительным повышением и понижением голоса;

Восходящая форма — с повышением голоса к концу предложения;

Нисходящая форма — с понижением голоса к концу предложения;

Полная форма, включающая повышение и понижение.

Пример:
— Вчера я ходила на рынок и купила там яблоки и груши. Это фрукты. Почему вы мне ничего не ответили? Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи? Да, конечно! Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?

Если этот прием использовать в работе с младшими детьми, то можно объяснить им, что наш голос может изменяться – “ подниматься и спускаться с горки”, а при работе с детьми старшего возраста можно ввести термины “голос повышается”, “голос понижается”.

Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Этот прием лучше использовать при повторении дважды сказанной фразы, скороговорки, или стихотворения. Сначала “ нарисуйте” в воздухе мелодику вместе с детьми, а затем ребенок продирижирует её самостоятельно.
Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса: например, повторить звукоподражание взрослого животного и его детеныша, игры типа “Вопрос – ответ”, где сопоставляется анализ двух образцов высказываний с различной мелодикой.

Послушайте четверостишие:
“Есть иголки у ежа, клюв и крылья у чижа, молока дадим ежу, крошки вкусные – чижу”. Сейчас я ещё раз прочитаю, вы договаривайте слова. Хорошо.
— У кого есть иголки? – У ежа. – У кого есть клюв и крылья? – У чижа. – Кому дадим молока? – Ежу. – Кому дадим вкусных крошек? – Чижу.

Можно разделиться на две команды, одна команда задает вопросы, а другая отвечает.

Этой же цели могут служить и стихотворения, содержащие вопросительные и повествовательные предложения такие как “Курочка – рябушечка”, “Кисонька – мурысонька”, “Кулики”.
— Кто там бродит у реки? – Это наши кулики. – А чего они хотят? – Накормить своих ребят. – Где ребята? – На песочке. – Сколько их? – Сынок и дочка. У сынка на горлышке все промокли перышки, от того, что, не спросясь, сунул клювик прямо в грязь.

Каждая часть стихотворения, рассказа или сказки отличается своей темой, содержанием, настроением, соответственно этому мы выбираем средства выразительности. Так, грустное, подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких тонах и произносится пониженным голосом; наоборот, бодрое, жизнерадостное душевное состояние произносится более высоким тоном, т. е. повышенным голосом. Волнение, грусть, радость – все это отражается в голосе.

В состоянии возбуждения и подавленности голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской – тембром. Чем сильнее волнение, тем сильнее отклонение голоса от обычного звучания. Как же определить нужную окраску при передаче незнакомого текста?
Необходимо внимательно прочитать содержание произведение, понять замысел автора, идею произведения. От того, как понято содержание произведения, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие на детей.

Формирование навыков восприятия тембра у детей следует начинать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса — радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и т. д.

При этом, в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выраженных лиц; в качестве речевого материала — тексты и фразы.  Хорошо использовать «проблемные речевые истории», связанные с сюжетами литературных произведений. Такие «истории» должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, но не содержать эмоциональной лексики, которая могла служить бы подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: «Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу». Приведем примеры «проблемных речевых историй».
«Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк». (Радость).

«Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда не возьмись, появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни – Пуху на голову, на нос, на горшочек с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни – Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшочек смедом покачнулся, упал на пол и разбился. А пчела улетела…..». (Раздражение, гнев).

После того как ребенок с помощью карточек определит эмоциональную окраску рассказа, задание можно усложнить: попросить словами охарактеризовать эмоциональное состояние главных героев.

Темп – это ускорение или замедление скорости произносимых предложений. Для этого необходимо познакомить детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала детей знакомим с контрастными видами темпа: «медленно» и «быстро», а потом предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем в своей практике. Можно, например, предложить ребенку выполнить серию прыжков, хлопков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель проговаривает текст. Если взрослый ускоряет речь, то и дети тоже ускоряют движения. Например, всем нам хорошо известная игра «Карусели», песенка «Барабанщик».

Логическое ударение – это выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому нужно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. Например, я произнесу фразу и организую её анализ: «Снегири клюют рябину».
— Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.
— Послушайте, как я скажу теперь: «Снегири клюют рябину». Что я уточнила о снегирях? Как я произнесла важное по смыслу слово? Да, а ещё можно сказать, тихо и растянуто, вот так: «Снегири клюют рябину».
— Послушайте ещё раз: «Снегири клюют р я б и н у«. Что теперь я уточнила о снегирях? Как я выделила важное слово? Вы правы, но я специально важное слово произнесла тихо и растянуто, чтобы не испугать снегирей.

Как видно из примера, при затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напомнить о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Ритм это чередование ударных слогов, которые можно задавать в виде хлопков, ударов в барабан, бубен, серии слогов, коротких стихотворений. Детям сначала нужно предложить отхлопывать ритм слоговых серий.
Та-та-Та-та; та-Та-та-Та; Та-та-та-Та-та-та.

Хотите проверить, насколько вы выразительны?

  • Тогда садитесь перед зеркалом и попробуйте изменить смысл фразы несколько раз «Дай мне мяч», «Вот моя кукла».
  • C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «возьмите», «послушайте»?
  • Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка. Сможете?
  • Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

Испытайте себя, прежде чем рассказывать детям.

Игры и упражнения на развитие выразительности речи.

  1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
    Логопед называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п.

То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

  1. Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое.

Логопед предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер.)

  1. Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций.Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3-4 высказывания); ответы оцениваются.

Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», — говорит педагог.

Дети определяют характер интонации, если нужно, логопед помогает.

Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:

— Заяц белый,
— Куда бегал?
— В лес зеленый!
— Что там делал?
— Лыко драл!
— Кисонька — мурысонька,
— Где была?
— На мельнице.
— Кисонька — мурысонька,
— Что там делала?
— Муку молола.

И так далее.

  1. «Животные и их детеныши» — выработка и дифференциация громкого и тихого голоса. Примером может служить игра «Корова и теленок».
  2. «Ворона и сороки» — тренировка высокого и низкого голоса, замедленного и более быстрого темпа речи (карр — карр, тр-тр).
  3. «Эхо» — выработка силы голоса, темпа, речевого дыхания. Одни дети громко и длительно произносят звуки: ууу — гудок паровоза, ааа — крик ребенка; слоги га-га — га, ко — ко — ко; слова ауу, имена людей, клички животных. Другие дети повторяют то же затихающим голосом, в том же темпе, но менее длительно.
  4. «Чей домик?» — отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук — тук) и спрашивает: «Кто в домике живет? » Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
  5. «Поезд» — отработка ритма в речи и в движениях: тук — тук — тук, ту — ту- ту, у-у-у. Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут, А круглые колесики все тук, да тук, да тук.
  6. «Угадай, кто пришел» — выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь — «толстым» голосом).
  7. «Оркестр» — отработка голоса и ритма. Трубачи: ру — ру — ру — грубый голос, скрипачи: ри — ри — ри — более тонкий голос, ударники: ра — ра — ра — отрывистый ритм.
  8. «Котенок» (и другие детеныши). Котенок ищет свою маму, но не знает, как позвать ее: щенок советует полаять, теленок — помычать, но котенок так не имеет. Наконец он находит свою маму.

Подобные игры хорошо совмещаются с закреплением поставленных звуков в речи. Так, отрабатывая звук [г,] можно предложить игру «Жеребенок», который все время поизносит и-го-го!, пока ищет свою маму. Количество действующих лиц в подобных играх не ограничено.

Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и восприятия звукопроизношения в повседневной жизни. Подобная взаимосвязь (в содержании и методах работы) состоит в том, что на всех этапах обучения, на занятиях и в упражнениях, в повседневной жизни решаются одни и те же программные задачи. Во всех видах деятельности по обучению звукопроизношению внимания детей постоянно фиксируют на звуковой стороне речи.

Хочется еще раз отметить, что роль выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи, но, как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Баландина Марина Александровна
учитель-логопед, МДОУ детский сад №1 «Полянка»
Пензенская обл., с. Наровчат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *