Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Источник образования звуков речи – воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полости рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание:

  • обеспечивает нормальное звукообразование;
  • создает условия для поддерживания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
  • предохраняет голосовой аппарат от переутомления.

Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений; общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, после перенесенной пневмонии, а также при заикании, риполалии, дизартрии.

Неправильное речевое дыхание нередко приводит:

  • к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
  • позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка).

При коррекции разного вида сигматизма свистящих и шипящих звуков также нужна целенаправленная воздушная струя:

  • ослабление громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
  • в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
  • неправильному использованию интонационных средств выразительности;
  • нечеткому произношению слов (протягиванию окончаний).

Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата (произношение отдельных звуков – звукоподражания, имитация слогов, слов, фраз), сочетающиеся с соответствующими движениями (логоритмика).

Требования к выполнению речевых упражнений:

  • перед началом выполнения упражнений проветрить помещение: воздух в нем должен быть средней влажности;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не выполнять речевые упражнения после приема пищи;
  • упражнения выполнять сидя, стоя, лежа;
  • следить за правильным выполнением упражнений (ребенок не должен поднимать плечи и «перебирать дыхание», что влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно, количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно избегать больших задержек дыхания, объясняя детям, зачем нужно научиться дышать гармонично – полным дыханием, говорить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, делать осмысленные паузы при произнесении фраз);
  • речевые упражнения ограничивать по времени: их длительность до 2-х минут во избежание утомления ребенка и даже возможного головокружения;
  • обязательно чередовать выполнение речевых упражнений с другими видами упражнений;
  • следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.

Каждое упражнение отрабатывать столько раз, сколько нужно для его четкого выполнения, исходя из конкретной коррекционной задачи при постановке звуков. Много они используются как составная часть каждого логопедического занятия при дислалии, дизартрии, риполалии, заикании.

Речевые упражнения можно проводить во время физкультурно-оздоровительной гимнастики, физминуток, в свободной деятельности детей.

Нужно научить ребенка правильно пользоваться речевым дыханием: делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух, формируя сильный, плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.

  • Выдох должен происходить плавно, а не толчками;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, а не через нос; если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух;
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Следует выполнять упражнения в таком порядке:

  • на развитие физиологического дыхания;
  • дыхательные без участия речи;
  • дыхательно-голосовые:
  • на материале гласных звуков;
  • согласных звуков;
  • слогов;
  • слов;
  • предложений, фраз.

Приступать к тренировке собственно речевого дяхания можно только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный воздух.

Для выполнения речевых упражнений можно использовать различные предметы. Традиционно в логопедической практике используется:

  • поддувание ватных шариков, бумажных султанчиков (их делают из полосок разноцветной бумаги и прикрепляют к палочке), бумажных фигурок. Цветных катушек, круглых карандашей и других предметов, которые могут кататься по столу;
  • сдувание лепестков цветов, тонких бумажек, надувание воздушных шариков.

Детям очень нравится поддувание целлулоидной игрушки – уточки, лодочки (нужен таз с водой и плавающая в нем игрушка).

В последнее время нами часто используется игра «Веселая метелица».

Оборудование: Берутся пластиковые бутылки емкостью 0,5 л, они заполняются елочной мишурой, пенопластом. Делается отверстие для коктейльной трубочки.

Содержание игры: Ребенок выполняет упражнение, стоя или сидя, он дует в трубочку с разной силой, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылочки (метель разыгралась). Упражнение можно проводить одновременно с несколькими детьми, используя индивидуальные трубочки.

Упражнение на речевое дыхание способствуют обучению плавному и правильному произношению звуков, слогов. Слов, фраз на выдохе. Делают более свободной самостоятельную экспрессивную речь ребенка. Развивают связную речь и самостоятельное высказывание.

Данные речевые упражнения показаны детям, имеющим нарушения речи по типу дислалии, дизартрии, риполалии, заикания, как составляющая часть любого коррекционного занятия.

Детям нравятся эти упражнения, они с удовльствием их выполняют, повышая этим позитивный настрой и эффективность логопедической работы.

Ожидаемые результаты: Речевые упражнения оказывают воздействие и просодическую сторону речи, темпоритмические показатели, влияют на четкость голоса, дикции, дыхания и в целом улучшают речь детей.

Литература

  1. Логопедия под редакцией Л.С.Волковой. – М, «Просвещение», 1989.
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М, 1999.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М, 2001.
  4. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М, 1997.
  5. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М, 2012.

Юрасова Ирина Анатольевна
логопед высшей категории
КГКП «Областной детский психоневрологический диспансер»
г. Караганда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *