Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Дополнительная общеобразовательная  программа «Говоруша» ориентирована на детей 3-4 лет и реализуется в МБДОУ №21 детский сад «Светлячок» в рамках платных образовательных услуг.

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы 1 год
Количество часов в неделю/год, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы 2 часа в неделю/72 часа в год
Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе 3-4 года

Для реализации программы требуется помещение (используется кабинет для проведения дополнительных образовательных услуг), стулья по количеству детей, столы. Дополнительных особых условий для реализации программы не требуется.

Условия набора детей в группу: принимаются все желающие дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Условия формирования групп: дети одновозрастные.

Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Наполняемость в группе до 9 человек; продолжительность занятия  — 20 минут,  2 раза в неделю.

Формы занятий: групповая.  В целях развития речи детей младшего дошкольного возраста используются игры и упражнения, которые включают:

  • потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные
  • чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
  • игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
  • разгадывание простых загадок;
  • игры,  направленные на развитие мелкой моторики.

Ценность занятий по программе «Говоруша» состоит в том, что  структура занятий, представленных в программе, предполагает обязательную работу по формированию психологических предпосылок к речи (внимания, памяти, мышления, мотивации к общению и др.), развитию понимания речи, ознакомлению с окружающим миром, развитию лексического и грамматического строя речи, предпосылок к связной речи.

Цель программы: помощь в овладении речью как средством общения и культуры.

Задачи:

  •  способствовать обогащению активного словаря;
  • развивать лексический и грамматический строй речи;
  • способствовать развитию понимания речи;
  • способствовать развитию фонематического слуха;
  • предоставить возможность ознакомления с книжной культурой, детской литературой;
  • развитие мелкой моторики

Ожидаемые результаты:

  • Дети будут более активно общаться со сверстниками; договариваться о совместной игре; участвовать в общем разговоре; слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.
  • У детей повысится общий уровень развития словаря, они начнут: активно употреблять слова, обозначающие действия; активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных.
  • В звуковой культуре речи дети овладевают следующими умениями: воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;   говорить громко, чтобы слышали окружающие;  слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;
  • Таким образом, на занятиях реализуется комплексный подход, предполагающий, что на одном и том же речевом материале необходимо решать различные речевые задачи.  Важный момент — сохранение единой тематической линии на протяжении всего занятия.

Русина Мария Александровна
педагог дополнительного образования, МБДОУ №21 «Светлячок»
г. Сургут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *