Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Дополнительная общеобразовательная программа «Говоруша» ориентирована на детей 3-4 лет и реализуется в МБДОУ №21 детский сад «Светлячок» в рамках платных образовательных услуг.
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы | 1 год |
Количество часов в неделю/год, необходимых для реализации дополнительной общеобразовательной программы | 2 часа в неделю/72 часа в год |
Возраст обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе | 3-4 года |
Для реализации программы требуется помещение (используется кабинет для проведения дополнительных образовательных услуг), стулья по количеству детей, столы. Дополнительных особых условий для реализации программы не требуется.
Условия набора детей в группу: принимаются все желающие дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Условия формирования групп: дети одновозрастные.
Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Наполняемость в группе до 9 человек; продолжительность занятия — 20 минут, 2 раза в неделю.
Формы занятий: групповая. В целях развития речи детей младшего дошкольного возраста используются игры и упражнения, которые включают:
- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Ценность занятий по программе «Говоруша» состоит в том, что структура занятий, представленных в программе, предполагает обязательную работу по формированию психологических предпосылок к речи (внимания, памяти, мышления, мотивации к общению и др.), развитию понимания речи, ознакомлению с окружающим миром, развитию лексического и грамматического строя речи, предпосылок к связной речи.
Цель программы: помощь в овладении речью как средством общения и культуры.
Задачи:
- способствовать обогащению активного словаря;
- развивать лексический и грамматический строй речи;
- способствовать развитию понимания речи;
- способствовать развитию фонематического слуха;
- предоставить возможность ознакомления с книжной культурой, детской литературой;
- развитие мелкой моторики
Ожидаемые результаты:
- Дети будут более активно общаться со сверстниками; договариваться о совместной игре; участвовать в общем разговоре; слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.
- У детей повысится общий уровень развития словаря, они начнут: активно употреблять слова, обозначающие действия; активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных.
- В звуковой культуре речи дети овладевают следующими умениями: воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием; говорить громко, чтобы слышали окружающие; слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;
- Таким образом, на занятиях реализуется комплексный подход, предполагающий, что на одном и том же речевом материале необходимо решать различные речевые задачи. Важный момент — сохранение единой тематической линии на протяжении всего занятия.
Русина Мария Александровна
педагог дополнительного образования, МБДОУ №21 «Светлячок»
г. Сургут