Развитие связной речи детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности с использованием элементов инклюзивного образования

В статье обозначена сложность специфики работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ  дошкольного возраста.  Уㅤ многихㅤ детейㅤ ограниченностьㅤ словаря, затрудненияㅤ приㅤㅤ высказывании, что напрямую отражаетсяㅤ наㅤ социализацииㅤ этихㅤ детейㅤ вㅤ обществе. С целью повышения эффективности корреционно-развивающего процесса рассмотрена возможность использования новых активных форм обучения в овладении связной речью. Автором предложены форма и структура организации работы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, связная речь, театрализованная деятельность, игра, праздники, развлечения, самостоятельная деятельность.

Наㅤ фонеㅤ глубокихㅤ социально-экономическихㅤ измененийㅤ вㅤ развитииㅤ общества, происходятㅤ серьезныеㅤ переменыㅤ иㅤ  вㅤ системеㅤ образования: вㅤ осмысленииㅤ егоㅤ целей, содержанияㅤ иㅤ методов. Вㅤ сфереㅤ образованияㅤ детейㅤ сㅤ ограниченнымиㅤ возможностямиㅤ здоровьяㅤ (ОВЗ) формируетсяㅤ новыйㅤ социальныйㅤ заказㅤ наㅤ инклюзивноеㅤ образованиеㅤ ребенка. Инклюзияㅤ (включение) этоㅤ обеспечениеㅤㅤ поддержкиㅤ тем, ктоㅤ вㅤ нейㅤ нуждается, вㅤ какойㅤ быㅤ формеㅤ онаㅤ имㅤ неㅤ потребовалась. Вㅤ образовательнойㅤ областиㅤ – этоㅤ формаㅤ обучения, приㅤ которойㅤ учащиесяㅤ сㅤ ограниченнымиㅤ возможностямиㅤ здоровьяㅤ посещаютㅤ теㅤ жеㅤ детскиеㅤ садыㅤ иㅤ школы, чтоㅤ иㅤ ихㅤ нормальноㅤ развивающиесяㅤ сверстникиㅤ иㅤ имеютㅤ индивидуальные, соответствующиеㅤ ихㅤ потребностямㅤ иㅤ возможностямㅤ учебныеㅤ целиㅤ иㅤ обеспечиваютсяㅤ необходимойㅤ поддержкой.

Включениеㅤ вㅤ образовательныйㅤ процессㅤ дошкольногоㅤ инклюзивногоㅤ образованияㅤ напрямуюㅤ затрагиваетㅤ неㅤ толькоㅤ психологаㅤ иㅤ педагога, ноㅤ иㅤ учителя-логопеда. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Уㅤ большинстваㅤ детей с ОВЗㅤ отмечаетсяㅤ недостаточныйㅤ уровеньㅤ познавательнойㅤ активности, незрелостьㅤ мотивацииㅤ кㅤ учебнойㅤ деятельности, сниженныйㅤ уровеньㅤ работоспособностиㅤ иㅤ самостоятельности. Однойㅤ изㅤ речевых особенностейㅤ детей с ОВЗ, являетсяㅤ недостаточныйㅤ уровеньㅤ уменияㅤ грамотноㅤ иㅤ свободноㅤ выражатьㅤ своиㅤ мысли. Уㅤ многихㅤ детейㅤ ограниченностьㅤ словаря, несформированностьㅤ словообразовательныхㅤ процессов, бедностьㅤ грамматическихㅤ конструкций, затрудненияㅤ приㅤ развёрнутомㅤ высказывании, чтоㅤ вㅤ конечномㅤ итогеㅤ сказываетсяㅤ наㅤ социализацииㅤ этихㅤ детейㅤ вㅤ обществе. Поэтомуㅤ поискㅤ иㅤ использованиеㅤ активныхㅤ форм, методовㅤ иㅤ приёмовㅤ обученияㅤ являетсяㅤ однимㅤ изㅤ необходимыхㅤ средствㅤ повышенияㅤ эффективностиㅤ коррекционно-развивающегоㅤ процессаㅤ вㅤ работеㅤ учителя-логопеда.

Плохоㅤ говорящиеㅤ дети, начинаяㅤ осознаватьㅤ свойㅤ недостаток, становятсяㅤ молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняетсяㅤ ихㅤ общениеㅤ сㅤ другимиㅤ людьми, снижаетсяㅤ познавательнаяㅤ активность. Этоㅤ происходитㅤ потому, чтоㅤ ребенокㅤ становитсяㅤ «сложным» собеседником: емуㅤ трудноㅤ бытьㅤ понятымㅤ другими. Поэтомуㅤ всякаяㅤ задержка, любоеㅤ нарушениеㅤ вㅤ ходеㅤ развитияㅤ речиㅤ ребенкаㅤ отрицательноㅤ отражаютсяㅤ наㅤ егоㅤ деятельностиㅤ иㅤ поведении, аㅤ значитㅤ иㅤ наㅤ формированииㅤ личностиㅤ вㅤ целом.

Изучивㅤ психолого-педагогическуюㅤ иㅤ методическуюㅤ литературу, можноㅤ сделатьㅤ  вывод, чтоㅤ театрализованнаяㅤ деятельностьㅤ способнаㅤ оказыватьㅤ большоеㅤ влияниеㅤ наㅤ речевоеㅤ развитиеㅤ ребенка.

Чтобыㅤ заинтересоватьㅤ детей, удержатьㅤ ихㅤ внимание, раскрепостить, развитьㅤ творческоеㅤ воображение, логическоеㅤ мышление, памятьㅤ иㅤ связную речьㅤ можноㅤ сㅤ успехомㅤ использоватьㅤ театрализованнуюㅤ деятельность. Вㅤ театрализованнойㅤ игреㅤ формируетсяㅤ диалогическая, эмоциональноㅤ насыщеннаяㅤ речь. Детиㅤ лучшеㅤ усваиваютㅤ содержаниеㅤ произведений, логику,  последовательностьㅤ событий, ихㅤ развитиеㅤ иㅤ причиннуюㅤ обусловленность. Театрализованныеㅤ игрыㅤ способствуютㅤ усвоениюㅤ элементовㅤ речевогоㅤ общенияㅤ (мимика, жест, поза, интонация, модуляцияㅤ голоса).

Сㅤ цельюㅤ внедренияㅤ элементовㅤ инклюзивногоㅤ образованияㅤ вㅤ пространствоㅤ  детскогоㅤ сада, средствамиㅤ театрализованнойㅤ деятельности, возможноㅤ проведениеㅤ следующейㅤ работы:

  1. Составлениеㅤ перспективногоㅤ планаㅤ вㅤ соответствииㅤ сㅤ тематическимㅤ планом;
  2. Подборㅤ методическойㅤ литературыㅤ иㅤ художественныхㅤ произведенийㅤ различныхㅤ жанров;
  3. Определениеㅤ структурыㅤ организацииㅤ театрализованнойㅤ деятельности
  4. Подведениеㅤ итогов.

Выбираяㅤ материалㅤ дляㅤ инсценировок, необходимоㅤ отталкиватьсяㅤ отㅤ возрастныхㅤ иㅤ физических возможностей детей. Учитывать их жизненный опыт, знания и умения.

Развлечения – область где возможна совместная театрализованная деятельность взрослых и детей. В процессе развлечений расширяется кругозор дошкольников, пополняется пассивный и активный словарь. В это время дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова. Дети выступают в роли слушателей или зрителей. Формы развлечений достаточно многообразны – это и концерты, и литературные композиции, инсценировки, кукольные спектакли и различные  театрализованные игры. Вовлеченные в единый повествовательный сюжет дети с радостью вступают в речевой контакт.

Праздники — их значение в жизни детей велико. Праздник создаёт яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы. В процессе проведения праздников, каждый ребенок имеет возможность проявить свои двигательные и речевые навыки. Чаще всего, праздник это некоторый итог повседневной работы с детьми. Дети активны и уверены в себе, ㅤ каждыйㅤ ребенокㅤ хорошоㅤ знаетㅤ степеньㅤ своегоㅤ участияㅤ вㅤ немㅤ иㅤ ждетㅤ возможностиㅤ сㅤ радостьюㅤ продемонстрироватьㅤ свойㅤ успехㅤ окружающим.

Значительноеㅤ вниманиеㅤ можноㅤ уделитьㅤ обыгрыванию праздников, гдеㅤ ещеㅤ сохраняетсяㅤ высокийㅤ эмоциональныйㅤ фон,  иㅤ детиㅤ могутㅤ свободноㅤ импровизироватьㅤ вㅤ своихㅤ ролях,  используяㅤ вㅤ речиㅤ новыеㅤ  речевыеㅤ оборотыㅤ иㅤ слова.  Воㅤ времяㅤ такихㅤ обыгрыванийㅤ  детиㅤ склонныㅤ «менятьсяㅤ ролями» используяㅤ активныйㅤ словарьㅤ другогоㅤ персонажа, которыйㅤ теперьㅤ прочноㅤ войдетㅤ иㅤ вㅤ егоㅤ собственныйㅤ активныйㅤ словарь. Детиㅤ вㅤ такиеㅤ моментыㅤ дажеㅤ болееㅤ раскрепощеныㅤ иㅤ пластичны. Ихㅤ речьㅤ эмоциональноㅤ окрашена, значительноㅤ уменьшенаㅤ спастикаㅤ движений.

Самостоятельная театрально-художественная деятельность иㅤ театрализованныеㅤ игрыㅤ вㅤ повседневнойㅤ жизни. Этоㅤ мини-игрыㅤ наㅤ занятиях, театрализованныеㅤ игры-спектакли, посещениеㅤ детьмиㅤ театровㅤ совместноㅤ сㅤ родителями, мини-сценкиㅤ сㅤ кукламиㅤ гдеㅤ сюжетㅤ можетㅤ развиватьсяㅤ неㅤ поㅤ сㅤ сценариюㅤ иㅤ необходимоㅤ спонтанноㅤ подбиратьㅤ нужныеㅤ словаㅤ проигрываяㅤ выбраннуюㅤ роль.

Вㅤ структуреㅤ организацииㅤ иㅤ приобщенииㅤ детейㅤ сㅤ ограниченнымиㅤ возможностямиㅤ здоровьяㅤ кㅤ театрализованнойㅤ деятельностиㅤ можноㅤ выделитьㅤ несколькоㅤ этапов:

  1. Подготовительный этап. Основнаяㅤ цельㅤ — установлениеㅤ психологическогоㅤ контактаㅤ междуㅤ всемиㅤ участникамиㅤ досугаㅤ иㅤ формированиеㅤ доверительныхㅤ отношений. Дляㅤ организацииㅤ этойㅤ частиㅤ необходимоㅤ включатьㅤ вㅤ канвуㅤ групповыхㅤ занятий, такㅤ жеㅤ иㅤ инклюзивныеㅤ формыㅤ работы, способствующиеㅤ налаживаниюㅤ положительногоㅤ микроклиматаㅤ иㅤ взаимодействияㅤ вㅤ коллективе. Детиㅤ разныхㅤ группㅤ активноㅤ знакомятся. Учатсяㅤ замечатьㅤ особенностиㅤ иㅤ помогатьㅤ другㅤ другу. Хорошоㅤ организованнаяㅤ деятельностьㅤ позволяетㅤ детямㅤ сразуㅤ включитьсяㅤ вㅤ новуюㅤ системуㅤ взаимоотношенийㅤ другㅤ сㅤ другом.

Большинство игр должны отражать круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим речевым материалом. Дети сразу склонны повторять и подпевать. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды, в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной и музыкальной установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Вㅤ игреㅤ растворяетсяㅤ понятиеㅤ «такой», «неㅤ такой».  Детиㅤ двигаютсяㅤ какㅤ могут, ихㅤ захватываютㅤ эмоцииㅤ иㅤ стремлениеㅤ достигнутьㅤ поставленнуюㅤ взрослымㅤ  цель.

  1. Вступительный этап. Основнаяㅤ цельㅤ этогоㅤ этапаㅤ — объединитьㅤ усилияㅤ всехㅤ специалистовㅤ – учителя-логопеда, воспитателей, музыкальногоㅤ руководителя, инструктораㅤ ЛФК. Вㅤ этоㅤ времяㅤ ребёнокㅤ постепенноㅤ переходитㅤ отㅤ игрыㅤ » дляㅤ себяㅤ » кㅤ игре, ориентированнойㅤ наㅤ зрителя. Игры, вㅤ которойㅤ главноеㅤ — самㅤ процесс, кㅤ игре, гдеㅤ значимыㅤ иㅤ процессㅤ иㅤ результат. Игрыㅤ вㅤ малойㅤ группеㅤ сверстников, исполняющихㅤ аналогичныеㅤ роли, кㅤ игреㅤ вㅤ группеㅤ изㅤ большегоㅤ числаㅤ сверстников, ролевыеㅤ позицииㅤ которыхㅤ различны. Детиㅤ стремятсяㅤ кㅤ образу, вㅤ которомㅤ сочетаютсяㅤ эмоцииㅤ иㅤ настроениеㅤ героя. Детиㅤ учатсяㅤ сочетатьㅤ вㅤ ролиㅤ движениеㅤ иㅤ слово, развиватьㅤ чувствоㅤ партнёрства. Театрально — игровые этюды, упражнения и сказки положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно — образного мышления, воображения, памяти, внимания. Активно развивается связная речь. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену характера персонажа, подражают новым героям. Голос детей становится эмоционально окрашенным, сильным.
  2. Основной этап. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятсяㅤ совместныеㅤ прогулки, наблюденияㅤ заㅤ окружающимㅤ (поведениеㅤ животных, людей, ихㅤ интонации и движения). Создаваяㅤ обстановкуㅤ свободыㅤ иㅤ раскованности, необходимоㅤ побуждатьㅤ детейㅤ фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизироватьㅤ наㅤ основеㅤ ужеㅤ имеющегосяㅤ опыта. Этоㅤ побуждаетㅤ детейㅤ активизироватьㅤ слова, которымиㅤ вㅤ бытуㅤ пользуютсяㅤ редко. Наㅤ этомㅤ этапеㅤ значительноㅤ увеличиваетсяㅤ словарьㅤ синонимовㅤ иㅤ антонимов.

Так, детиㅤ могутㅤ переиначиватьㅤ началоㅤ иㅤ концовкиㅤ знакомыхㅤ сюжетов, придумыватьㅤ новыеㅤ обстоятельства, вㅤ которыеㅤ попадаетㅤ герой, вводитьㅤ вㅤ действиеㅤ новыхㅤ персонажей. Используютсяㅤ мимическиеㅤ иㅤ пантомическиеㅤ этюдыㅤ иㅤ этюдыㅤ наㅤ запоминаниеㅤ физическихㅤ действий. Детиㅤ подключаютсяㅤ кㅤ придумываниюㅤ оформленияㅤ сказок, отражениюㅤ ихㅤ вㅤ изобразительнойㅤ деятельности. Артистическиеㅤ иㅤ речевыеㅤ способностиㅤ детейㅤ развиваютсяㅤ отㅤ выступленияㅤ кㅤ выступлению. Совместноеㅤ обсуждениеㅤ постановкиㅤ спектакля, коллективнаяㅤ работаㅤ поㅤ егоㅤ воплощению, самоㅤ проведениеㅤ спектакляㅤ — всёㅤ этоㅤ сближаетㅤ участниковㅤ творческогоㅤ процесса, делаетㅤ ихㅤ союзниками, коллегамиㅤ и  партнёрами. Детиㅤ ужеㅤ хорошоㅤ знаютㅤ физическиеㅤ особенностиㅤ своихㅤ друзей, умелоㅤ ихㅤ поддерживаютㅤ иㅤ дажеㅤ пытаютсяㅤ вноситьㅤ идеиㅤ дляㅤ болееㅤ комфортногоㅤ передвиженияㅤ сㅤ трудомㅤ ходящихㅤ детей. Работаㅤ поㅤ развитиюㅤ театрализованнойㅤ деятельностиㅤ иㅤ формированиюㅤ речевыхㅤ возможностейㅤ  детейㅤ приноситㅤ ощутимые результаты.

  1. Итоговый этап. Дети живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства. Словарь пополнен словами означающими внутреннее обустройство театра (фойе, сцена, спектакль, гардероб, зрительный зал, кулисы, буфет, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и с успехом могут озвучить их.

Игра — драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи — куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать и подбирать нужные  слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, словесно выражая особенностиㅤ характераㅤ иㅤ настроенияㅤ персонажа.

Наㅤ этомㅤ этапеㅤ детейㅤ ужеㅤ неㅤ устраиваютㅤ готовыеㅤ сюжетыㅤ — имㅤ хочетсяㅤ придумыватьㅤ своиㅤ иㅤ дляㅤ этогоㅤ должныㅤ предоставлятьсяㅤ необходимыеㅤ условия. Педагоги нацеливаютㅤ детейㅤ наㅤ созданиеㅤ собственныхㅤ идейㅤ дляㅤ режиссёрскойㅤ театрализованнойㅤ игры, знакомят ㅤ сㅤ новымиㅤ интереснымиㅤ рассказамиㅤ иㅤ сказками. Даютㅤ детямㅤ возможностьㅤ отражатьㅤ замыслыㅤ вㅤ движении и активной речи.

Совершенствованиюㅤ отдельныхㅤ элементовㅤ движенийㅤ иㅤ интонацийㅤ помогаютㅤ упражненияㅤ иㅤ гимнастика, которуюㅤ дошкольникиㅤ могутㅤ проводитьㅤ отдельноㅤ вㅤ группе, наㅤ логопедическихㅤ иㅤ музыкальныхㅤ занятиях, такㅤ жеㅤ наㅤ занятияхㅤ поㅤ ЛФК. Важноㅤ предоставлятьㅤ детямㅤ большеㅤ свободыㅤ вㅤ действияхㅤ иㅤ фантазии.

Дляㅤ организацииㅤ совместнойㅤ театрализованнойㅤ деятельностиㅤ сㅤ элементамиㅤ инклюзииㅤ вㅤ условияхㅤ детскогоㅤ садаㅤ необходимоㅤ учитывать, чтоㅤ «особые» дети испытываютㅤ трудностиㅤ вㅤ передвижении. Большаяㅤ рольㅤ вㅤ коррекционнойㅤ работеㅤ отводитсяㅤ сотрудничествуㅤ всехㅤ специалистовㅤ ДОУ: учитель-логопед, музыкальныйㅤ руководитель, инструкторㅤ ЛФК,  воспитателиㅤ сотрудничающихㅤ групп.

Поэтомуㅤ следуетㅤ тщательноㅤ продумать, какㅤ детиㅤ будутㅤ передвигатьсяㅤ воㅤ времяㅤ инсценировок. Возможно, детиㅤ болееㅤ старшегоㅤ возрастаㅤ будутㅤ поддерживатьㅤ ихㅤ илиㅤ самиㅤ подходитьㅤ воㅤ времяㅤ игры. Приㅤ распределенииㅤ ролейㅤ обязательноㅤ учитываютсяㅤ всеㅤ  возможностиㅤ детейㅤ сㅤ ОВЗ. Вㅤ этоㅤ времяㅤ здоровыеㅤ детиㅤ учатсяㅤ внимательности, проявляяㅤ толерантность.ㅤ. Они  нацелены на спокойное передвижение в помещении. Стараются не издавать громких звуков, не толкаться.

Учитывая физические особенности детей и проводя активную разъяснительную работу со здоровыми детьми можно добиться следующих результатов:

  • дети свободно и более непринужденно двигаются;
  • демонстрируют пластичные и выразительные движения;
  • способны передвигаться в парах, водить хоровод;
  • вести непринужденную беседу;
  • больше доверяют и полагаются на здоровых детей;
  • здоровые дети становятся более внимательными, отзывчивыми, лояльными.

В настоящее время ведется активная работа по поиску новых методов воспитания и обучения детей, пересматриваются вопросы теории и практики. Театр это особое искусство способное затрагивать  глубинные стороны личности, заставляет задействовать нетронутые возможности. Поэтому исключительно важно, вовремя пробудить и развить у ребенка с особыми потребностями интерес к творчеству и желанию в нем активно участвовать.

Физические и эмоциональные возможности развиваются как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности. Поэтому работа всего педагогического коллектива детского сада должна быть направлена на формирование внутреннего духовного мира ребенка. Это будет большой движущей силой способной пробудить речевые и  физические возможности детей.

Обобщая сказанное, следует отметить, что главная роль в организации условий по развитию речи принадлежит учителю-логопеду, обеспечивающему необходимые условия для полноценного развития связной речи детей. Атмосфера творчества, включение не только в образовательный, но и творческий процесс у детей с ОВЗ повышается  уровень познавательной активности, что  способствует формированию выразительной и внятной речи, свободному и осознанному высказыванию.

Использование театрализованной деятельности с использованием элементов инклюзивного образования в развитии связной речи, по своей актуальности заслуживает внимания учителей-логопедов и воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Список литературы:

  1. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». — М., 2006.
  2. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе /  Ю. К. Бабанский.– М.:           Просвещение, 1985. — 208 c.
  3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
  4.  Грибова О. Е., Бессонова Т. П. «Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас» Методические рекомендации Москва, 2001
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001, — 224 с.
  6. Доронова Т. Н. «Играем в театр».-М., 2005.
  7. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
  8. Педагогический  энциклопедический словарь. —  М.: Научное издательство БРЭ, 2003, — 526 с.
  9. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.

Горшкова Анна Александровна
учитель-логопед, МБДОУ комбинированного вида д/с №11
Удмуртская республика, г. Воткинск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.