Создание оптимальных условий для развития и воспитания детей со статусом ОВЗ через активизацию участия родительского сообщества
Ни одна педагогическая система
не может быть в полной мере эффективной,
если в ней не задействована семья.
Е.В. Овчинникова
В условиях современной действительности, когда наблюдается рост числа детей, нуждающихся в помощи учителя — логопеда его роль становится все более значимой.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребёнка, развитие познавательной деятельности, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Ширится спектр нарушений развития речи, онтогенеза ее формирования, что объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями. Для многих детей главным источником информации становится телевизор, компьютер, планшет и телефон. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянное взаимодействие ребенка исключительно с техникой оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
Основными направлениями в моей работе является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к школьному обучению в плане развития речевых компетенций. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Опыт моей работы показывает, что вовлечение родителей в единое образовательное пространство в настоящее время является большой проблемой.
Нахожусь в постоянном поиске оптимальных методов и приемов вовлечения родительского сообщества в совместную работу. В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса, так как их роль в таком варианте участия пассивна. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь я, как специалист, не могу привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.
Анализ традиционных форм работы с семьей в детском саду показывает, что:
- работа с родителями ведется не дифференцированно, не учитываются особенности ребенка и семьи;
- родители не могут влиять на педагогический процесс. Они привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
Традиционные формы, при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.
Более актуальными, на мой взгляд, являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителей (по В.А.Петровскому):
1-й этап: «Трансляция родителям положительного образа ребенка».
Педагог никогда не жалуется на ребенка. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».
Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. Родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже в чем-то чем другие дети. Никогда не нужно сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком нельзя. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка, и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.
2-й этап: «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». На данном этапе важно сообщить родителям об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами коррекционной деятельности.
3-й этап: «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, важность заключается в поддержании диалога, не давая при этом оценочных суждений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка.
4-й этап: «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе, если удалось завоевать доверие родителей можно начинать осторожно давать советы родителям.
Для того, чтобы сотрудничество с семьей было наиболее эффективным и действенным необходимо четко определить задачи. Важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи в условиях семьи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Мотивировать родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
После успешной реализации этапа формирования устойчивого доверия родителей реализуется планомерно, по следующим направлениям:
- знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
- знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;
- знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.
Актуальные профессиональные задачи:
- приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
- помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
- убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
- убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Решить поставленные задачи помогают современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей:
1. Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за год» и другое. Предпочтение в своей работе отдаю интерактивным формам: «читательской конференции», «аукциону», «душевному разговору», «ток-шоу», «игровому моделированию», «круглому столу» или «педагогической гостиной». Самая главная задача — создание доверительной атмосферы, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.
2. Медиатеки. Это фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерные презентации, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы. В процессе интерактивного общения возникает необходимость помощи родителям в подборе обучающих программ, игр для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закрепить полученные знания. Для эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний родителям предоставляется на электронные носители видео консультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления материала и предлагать их родителям на собраниях, консультациях.
Примерные темы видеоматериалов:
- «Артикуляционная гимнастика — залог правильного звукопроизношения». О необходимости, правилах выполнения артикуляционной гимнастики.
- «Автоматизация звуков». Практический видеоматериал по автоматизации звуков.
- «Звукобуквенный анализ и синтез». Знакомство с терминами и алгоритм разбора.
- «Пальчиковая гимнастика». Необходимость пальчиковой гимнастики, практический видеоматериал и др.
3. Дневник красивой и правильной речи. (Ведение домашних тетрадей совместной деятельности). На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь.
Данный вид взаимодействия очень ценен ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса: помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает, что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется.
4. Организация родительского сообщества в социальной группе WhatsApp. Данный вид взаимодействия наиболее актуален и популярен на сегодняшний день. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родители в свою очередь, могут быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе, даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.
5. Почтовый ящик «Почта доверия». Данная форма работы позволяет на практике осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос и получить ответ без личной встречи с ним.
6. Реализуемый нами клуб для родителей «Совенок» Данная форма взаимодействия позволяет решать многие задачи и включать во взаимодействие всех специалистов детского сада, родителей и детей. Родители принимают активное участие в планировании и организации работы клуба. На повестку выносятся актуальные вопросы, рассматриваются пути решения проблем. Родители проводят игры-тренинги, мастер-классы для других родителей. Таким образом он в полной мере могут реализоваться как полноправные участники образовательного процесса.
7. Тестирование и анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.
8. Речевые игры дома. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку».
9. «Шпаргалки для семьи» Копилка методических рекомендаций.Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах комбинированной направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть, чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.
10. Дни открытых дверей.Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. На практике это направление реализуется по приглашению.
11. Родительские пятиминутки.Реализуются в виде кратковременной личной консультации.
12. Акции. Среди новых форм взаимодействия детского сада с семьей выделяется акция. Акция — это ограниченная по времени (длительность до 2 недель). взаимодействие воспитанников, родителей, педагогов с целью привлечения внимания к определенной проблеме. Результат достигается с помощью ярких атрибутов специальной вывески, буклетов, плакатов, раздаточных материалов. Акция позволяет охватить детей и родителей группы и даже всего дошкольного учреждения. Акции просты в исполнении и позволяют в течение короткого отрезка времени получить значительный по важности результат в силу того, что это групповой метод работы. Акция способна сплотить детский коллектив, помогает родителям лучше понять и принять своего ребенка, способствует сплочению семьи. Также она помогает найти подход к родителям. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку родители загружены на работе.
13. Семинары — практикумы.На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.
14. Мастер-классы.Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.
15. Родительские тренинги. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников.
16. Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.
Сама проблема содружества образовательного заведения и семьи не нова, но сегодня она носит творческий характер.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда.
Партнерство логопеда и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников.
Бурдонос Светлана Геннадьевна
учитель — логопед, МАДОУ д/с №53
г. Новосибирск