Развитие связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольнику для дальнейшего развития и получения им знаний в учёбе в школе, так как речь — средство общения, формирования мысли и взаимодействия с окружающими.
В современных условиях, при напряжённом ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется очень мало внимания. Общение ребёнка с родителями происходит в формате «вопрос-ответ». Если ребёнок что-то рассказывает, они обращают внимание на смысл речи, нежели на оформление-связность, словарный запас, грамматические ошибки.
Очень важно направлять внимание дошкольника не только на предметы, но и на их детали: «Какого цвета?», «Из чего сделан?», и т.д. Называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
В своей практике я использую следующие дидактические игры:
- «Что мы видим во дворе?»- описываем всё увиденное в деталях.
Игра способствует развитию памяти, внимательности, наблюдательности. - «Профессии»- формируются элементы ролевой игры, вырабатывается речевая активность. На занятиях распределяем атрибуты для различных сюжетных игр.
- «Коллекция»- обобщение предметов по признакам.
- «Повтори скороговорку»- формирование навыков правильной и чёткой артикуляции, совершенствование плавности и темпа речи.
- «Выучи стихотворение»- развитие правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса.
- «Загадки»- умение выделять существенные признаки предметов.
- «Угадай по описанию»- развитие внимательности и логического мышления.
- «А что было дальше?»- формирование самостоятельной связной речи (составление продолжения рассказа).
Немного терпения и настойчивости, изобретательности и родительского внимания — и ребёнок пойдёт в школу с хорошо развитой речью.
Хайруллина Алсу Василовна
учитель-логопед МАДОУ №333 комбинированного вида
Советского района г. Казани