Развитие связной речи с использованием дидактических пособий в группе ТНР

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей, имеющих нарушение речи.  С каждым годом всё больше детей имеют речевые нарушения различной степени сложности. Они испытывают затруднения при общении, не могут достаточно точно выразить свои мысли, их речь пестрит аграмматизмами,  стесняются выступать на утренниках из-за нечеткой речи (нарушений в звукопроизношении),  они не уверены в себе, замкнуты.

Как сделать занятие по развитию связной речи и коррекции звукопроизношения интересным, разнообразным для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать и отработать речевой материал. Решить эту задачу можно с помощью интересных и красочных пособий.

Развивающая настольная игра на липучках «Составь предложение» — фразовый конструктор, игровой набор.

Настольная игра разработана специально для детей и направлена на развитие связной речи и составления предложений, закрепления предлогов. Фразовый конструктор дает возможность в игровой форме составлять предложения и расширять словарный запас.

Варианты игры: ребенок составляет предложение из карточек, можно попросить ребенка найти ошибку в уже составленном предложении и предложить ему составить верную фразу. Из деталей можно выкладывать цепочки последовательностей, запоминать их и просить ребенка воспроизвести ее по памяти.

Игровой набор изготовлен из пластика, он гибкий, но при этом очень прочный и не оставляет заломов при сгибании, а также влагостойкий и антивандальный.

Авторское пособие «Волшебные лупы-ПРЕДЛОГИ» (Любовь Филиппова)

Задачи:

  1. дать детям понятие о значении предлогов: В, ПЕРЕД, У, НА, В, ПОД, ЗА, МЕЖДУ, ОКОЛО
  2. закреплять навык правильного употребления существительных с предлогами
  3. уточнять пространственные отношения, выраженные предлогами
  4. научить детей составлять предложение с заданными предлогами по опорным картинкам
  5. научить выделять в предложениях предлоги
  6. закреплять навык составления предложных конструкций
  7. автоматизировать звуки Р, Л, С, Ш, Ч в предложениях.

Ребёнок кладёт лупу с предлогом на планшет с предметами и проговаривает предложение.

  • Например, лупа с предлогом В: «Мяч В корзине», «Мяч В посылке», «Мяч В коробке» и т.д.
  • «Конструктор предложения». Для этого нужно на планшет приклеить дополнительные картинки и менять только лупы. Можно подобрать соответствующие картинки для автоматизации звуков.

Например, для автоматизации звука Р можно взять «корзину» и «барабан»:

  • «Барабан бросили В корзину» (чёрная стрелка – это действие)
  • «Барабан лежит НА корзине»
  • «Барабан спрятали ЗА корзину» и т.д.

Речевой материал:

  • Р: коробка, корзина, рыба, краб, барабан.
  • Л: посылка, пчела, лупа, пила, лук, лопата.
  • С: сундук, собака, сок, ананас, бусы, оса, сумка.
  • Ш: шкаф, кошка, мышка, лягушка, шляпка.
  • ЛЬ: клетка, улитка, лев, малина, колесо, лимон. Ч: бочка, пчёлка, бабочка, мяч.

Слова без звуков позднего онтогенеза: банка, хомяк, муха, панама, бананы, магнит, кит, бантик.

Применяя данные пособия с начала учебного года, мы сделали следующие выводы:

  • у детей улучшились показания по связной речи – дети стали чаще отвечать полным предложением;
  • стали более четко формулировать свои мысли;
  • употреблять правильно большинство предлогов;
  • данные пособия вызывают у детей большой интерес;
  • концентрирует их внимание, развивает мышление, память и логику;

Данные пособия педагог может использовать и в индивидуальной работе с ребенком, так и для автоматизации звуков по преемственности с учителем – логопедом. Педагог может использовать разные варианты пособия, придумывать что – то новое и подстраивать свою работу опираясь на возможности ребенка.

Список литературы:

  1. Авторское пособие Любви Филипповой «Волшебные предлоги». Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  4. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.

Невенчаная Алёна Игоревна
МАДОУ № 24
г. Мончегорск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *