Русская народная игра «Барыня»- как средство развития выразительности речи детей дошкольного возраста

Во время летнего периода в целях работы над выразительностью речи мной была методически доработана и проведена народная словесная игра « Барыня». Словесные игры отличаются от других отсутствием внешнего действия, движения, игровой сюжет проявляется в них только в словесной форме.

Главная цель игры — превзойти других в сообразительности, быстроте реакции, выразительности речи. Для этого надо проявить определенные способности, навыки, умения. На Руси издавна существовали разные формы словесных игр. Одной из наиболее распространенных была игра «Барыня». Я изменила словесное оформление, ввела мотивацию, музыкальное сопровождение действий.

Участники — ведущий, барыня, 4 команды детей.

Входит барыня в головном уборе.

1. Ведущий-обращаясь ко всем детям:

«К нам барыня пришла,
Голик принесла,
Голик да веник,
Сто рублей денег
Всем наказала
Смеяться, улыбаться
Слова запоминать,
Повторять, не забывать!»

2. Команды детей произносят по фразе, приглашают барыню:

«Мы на ярмарку ходили,
Самовар себе купили,
Ты садись скорее с нами
Пить чай с пирогами!»

3. Ведущий: «Чья команда лучше пригласит барыню, к той барыня и пойдет пить чай!»

Команды произносят по строчке фразу сначала в правильной последовательности, а затем по указанию руки ведущего в нарушенной последовательности. Каждая команда старается произнести фразу, не сбившись, громко, постепенно убыстряя темп, с разной интонацией. Затем все вместе по поднятию обеих рук ведущего хвалят барыню, играя на народных музыкальных инструментах:

«Барыня, барыня,
Сударыня-барыня!»

Барыня танцует, притопывая и кружась.

4. В конце игры барыня выбирает команду, которая не ошибалась, громко и быстро произносила слова-приглашения, подходит к ней, и они вместе пьют чай, имитируя действия.

Игра повторяется несколько раз с усилением темпа произнесения, разной интонацией произнесения по заданию ведущего. Игра «Барыня» способствует быстроте реакции, развитию сообразительности, внимания, развитию речевой выразительности, дикции.

Вальчук Наталья Петровна
учитель-логопед, ФГБОУ «Школа-детский сад 1»
г. Mосква

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *