Развитие связной речи у дошкольников с помощью плана-схемы

Связная речь формируется у ребенка уже в дошкольном возрасте. А развивать ее можно в процессе речевой практики и под влиянием целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Эффективным средством, обеспечивающим наглядность, по поводу которого происходит речевой акт и возможность моделирования плана высказывания, является мнемотехника.

Мнемодорожки, мнемотаблицы и схемы-модели позволяют решать все задачи по развитию связной речи детей. Символы должны быть максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Такой материал является зрительным планом-схемой для пересказов детьми произведений художественной литературы; составления описательных рассказов о предметах, явлениях, событиях из личного опыта; придумывания концовки к знакомым сказкам; составления небольших рассказов на предложенную тему, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихов.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Первоначально игры с мнемопособиями строятся на 2-3 фразах. Символы подбираются с возрастными особенностями детей, чтобы они были для них понятными и легкими  для воспроизведения.

Для детей старшего возраста схемы можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Работа с мнемотаблицами строится в следующей последовательности:

  • рассматривание таблицы;
  • перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
  • пересказ текста или заучивание стихотворения.

Очень помогают мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, цветах. Такой метод можно использовать как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных. Они дают возможность детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей, служат своеобразным зрительным планом для создания монологов (описания, повествования и рассуждения), помогают детям выстраивать последовательность и лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Дети дошкольного возраста любят слушать, сочинять и рассказывать стихи. Но заучивание стихов, вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При работе по плану-схеме включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети  вспоминают картинку, а потом воспроизводят слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов также используется мнемотехника. Вместе с детьми можно беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В ходе выполнения задания обязательно обращаем внимание детей на полноту описания объекта или явления. При необходимости можно помочь ребенку, дополнив описание. Чтобы точнее ребенок представлял описываемый объект или явление, стараемся обозначить больше деталей.

Модельные схемы можно использовать в различных видах деятельности, на прогулках, как материал для дидактических игр (например, составление и отгадывание загадок, игры «Что сначала, что потом», «Что лишнее» и др.), как план к составлению рассказа, пересказа прочитанного текста или беседы при рассматривании картин, для построения диалога.

Данный вид деятельности облегчит ребенку освоить умение связно выстраивать свою речь

Вахляева Елена Александровна
учитель-логопед, МБДОУ №508
город Новосибирск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *