Связная речь

Введение

В настоящее время остается актуальным вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что у практических работников образования возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета – онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.

Связная монологическая речь является сложной формой речевой деятельности. Она предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, то есть умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный рассказ.

Развитие связной монологической речи является одним из важнейших условий успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, обучающийся сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Формирование связной монологической речи описательного характера у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии является очень сложным процессом, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались А.М.Бородич, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, В.И.Тихеева, Т.А.Ткаченко, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.

В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной монологической речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, достижение которой требует длительной кропотливой работы всех участников образовательного пространства: учителя-логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что данная проблема является достаточно изученной, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной монологической речи повествовательно характера у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие монолога-повествования у дошкольников 4 – 4,5 лет с общим недоразвитием речи».

Цель исследования: разработка и апробация программы по развитию связной монологической речи повествовательного характера у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: процесс развития монологической речи у детей 4 – 4,5 лет.

Предмет исследования: развитие монолога-повествования у дошкольников 4 – 4,5 лет с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: мы предполагаем, что работа по развитию связной монологической речи повествовательного характера у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет результативной, если в структуру коррекционно-развивающей программы будут включены следующие этапы работы:

  1. развитие познавательной сферы, а также речевое развитие;
  2. овладение диалогической речью;
  3. обучение пересказу и составлению рассказов.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР с целью определения методологического аппарата исследования и анализа степени разработанности проблемы.
  2. Составить диагностическую программу, направленную на определение состояния развития связной монологической речи у детей данной категории.
  3. Провести анализ и обобщить результаты, полученные в ходе логопедического обследования связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
  4. Учитывая результаты диагностики, разработать и апробировать программу, способствующую развитию связной монологической речи повествовательного характера у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
  5. Оценить результативность разработанной развивающей программы, сформулировать выводы.

Для решения поставленной цели и задач в нашей работе были использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Организационные: психолого-педагогический эксперимент в единстве трех этапов (констатирующий, формирующий и контрольный).
  3. Эмпирические методы: психодиагностические (серия заданий из методики обследования речи 4 – 5 лет с ОНР Е.В. Мазановой, методика изучения связной речи В.Л. Сиротиной); психолого-педагогический эксперимент в единстве трёх этапов (констатирующий, формирующий и контрольный).
  4. Количественный и качественный анализ полученных данных.
  5. Интерпретационные методы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования позволяют рекомендовать разработанные программы (диагностическую и коррекционно-развивающую) к использованию в практической деятельности учителей-логопедов и других специалистов при работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование было проведено на базе МКДОУ «Заокский детский сад №3 комбинированного вида» в пос. Заокский Тульской области. В эксперименте приняло участие 5 детей в возрасте 4 – 4,5 лет с ОНР.

Демидова Анастасия Александровна
cтудентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Тульская область, Заокский район, поселок Сосновый

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *