Речевое развитие ребенка 5-7 лет

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов, фраза удлиняется и усложняется. Дети начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д.). У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги.

К 6 годам дошкольники владеют обиходным словарем в полном объеме: знают все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые).  Ребенок уже знает из чего состоят предметы: у дерева — ствол, ветки, листья, корни, у стула — спинка, сиденье, ножки. Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет.  Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как подают голос животные и птицы. Ребёнок в этом возрасте умеет подбирать антонимы, использует в своей речи предлоги времени и пространства.

К 6 годам уже формируются пространственно-временные представления (части суток, времена года, месяцы, понятия о величине и форме и т.д.)

Грамматический строй речи, связная речь

В этом возрасте дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.

Звукопроизношение

К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей могут наблюдаться различные недостатки звукопроизношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Таким детям необходимо посещать логопедические занятия.

В 7 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Грекова Александра Александровна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька»
г. Смоленск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *