Коррекция нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
В последние годы отмечается увеличение количества детей, которые имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, которая способствует развитию такого речевого нарушения как дизартрия. Нарушения могут иметь разный характер, и влиять на развитие всех компонентов речевого высказывания, в том числе на просодическую сторону речи.
Нарушения просодических компонентов речи — это один из наиболее характерных признаков дизартрии. Они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности.
Просодика – это интонационно выразительная окраска речи. Она представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, которые реализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, тембр, высота, сила, модуляции голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение.
Именно темпо-ритмические и мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с дизартрией.
Цель настоящего исследования — выявить особенности нарушений просодических компонентов речи у детей дошкольников, страдающих стертой дизартрией и на основе выявленных нарушений разработать план комплексной коррекционно-логопедической программы, этапы которой, направленны на преодоление нарушений.
Программа коррекции нарушений включает следующие этапы:
- Выработка правильных дыхательных кинестезий
- Выработка правильных фонационных кинестезий
- Развитие модуляции по силе и высоте голоса
- Коррекция ритма
Николаева Наталья Сергеевна
воспитатель
г. Ухта, республика Коми