Речевые нарушения у детей. Кто поможет их преодолеть
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. И каждый должен понимать: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое. Первые годы жизни имеют огромное значение в становлении речи. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит в ранний период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области и обратиться к специалисту. Родителей должны насторожить такие симптомы: ребенок к году не произносит простейшие слова: «дай», «мама», «папа», «баба». К полутора годам не научился простейшим фразам: «Дай мишку!», «Пойдем гулять» и т.д. С двух до трех лет не пополнился активный словарь, не появились более сложные предложения. В четыре года нарушено звукопроизношение. В пять лет ребенок не может полно излагать свои мысли, легко строить развернутые предложения, пересказывать рассказы. У малыша в любом возрасте приоткрыт рот, имеется обильное слюноотделение, не связанное с ростом зубов. Данные речевые нарушения не являются возрастными, сами по себе не пройдут, не думайте, что все обойдется. Дальше будет только хуже. Ребенок растет, взрослеет, а дефекты речи остаются, переходя в стабильную форму, с которой справиться уже гораздо труднее.
Во многих городах нашей страны в дошкольных учреждениях функционируют логопедические пункты, помогающие дошкольникам преодолеть речевые трудности. В начале года учитель-логопед проводит обследование. Оно построено таким образом, что позволяет исследовать все стороны речи малыша: лексическую, грамматическую, фонетическую, а также определить уровень развития связной речи. Поскольку наиболее частыми нарушениями речи являются дефекты звукопроизношения, логопеды уделяют этому направлению большое внимание. Ребенок зачисляется на логопункт для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. Ведь, если ребенок неправильно произносит звуки, это может не только отразиться на отношениях со сверстниками, но и вызовет нарушение чтения и письма, исправить которые уже будет гораздо сложнее.
Если у ребенка диагностируется более сложное нарушение речи, то его по решению комиссии зачисляют в логопедическую группу, где проводятся ежедневные занятия с логопедом и воспитателями. Работа построена в форме фронтальных занятий со всеми детьми, подгрупповых и индивидуальных занятий. Здесь логопед работает, развивая все стороны речи ребенка. Кроме этого воспитатели ежедневно работают над закреплением речевых навыков, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними. Процесс построен так, чтобы за определенное время скорректировать речевые патологии детей и подготовить их к поступлению в массовую школу.
Используя приведенные ниже рекомендации, родители могут избежать некоторых нарушений в развитии речи своих детей.
- Будьте примером правильной речи для своего ребенка. Говорите четко, внятно, проговаривая все звуки в словах.
- Проговаривайте действия, называйте предметы при общении с детьми раннего возраста.
- Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.
- Сочиняйте свои стихи и рассказы.
- Поощряйте ребенка задавать вопросы, не подгоняйте и не перебивайте его, когда он говорит.
- Каждый день читайте ребенку книжки.
- Ребенок развивается через игру, поэтому играйте с ребенком, поощряйте его игры и общение с другими детьми.
- Делайте акцент на игры для развития речи и мелкой моторики.
Ковалева Дина Николаевна
учитель-логопед МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида»
г. Железногорск, Курская обл.