Рекомендации воспитателям дошкольных образовательных учреждений по осуществлению дифференцированного подхода к детям с дизартрией

Признаком всех дизартрий является неразборчивая и при этом невыразительная, монотонная речь. В легких случаях (легкая степень) имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь». В более тяжелом состоянии (средняя степень) – наблюдаются  замены и пропуски звуков, в целом произношение становится невнятным. В тяжелых случаях  — речь ребенка недоступна для понимания, что приводит к отклонениям общего развития и личности.

Особенностью дизартрии является смешанный характер с сочетанием различных синдромов. Дизартрия сочетается с другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, моторной алалией, заиканием.

Сложная структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.

Дизартрия – неврологический диагноз. Медикаментозное лечение назначается неврологом.

Для устранения данного речевого расстройства применяется сочетание разных видов терапевтического воздействия:

  • лекарственные средства;
  • физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции;
  • артикуляционный массаж, гимнастика;
  • общее, поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма;
  • лечение сопутствующих заболеваний.

Дизартрия чаще всего не является самостоятельным заболеванием, а входит в комплекс нарушений широкой двигательной сферы.

У детей с легкими проявлениями дизартрии наблюдаются также и нарушения общей и особенно мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации.

Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.

Речевые движения человека тесно связаны с движениями всего тела, поэтому для ребенка-дизартрика очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.

При работе воспитателя  с ребёнком-дизартриком следует:

1. Применять формы и методы работы по нормализации тонуса мышц:

  • организация приема пищи (жевание с закрытым ртом во время еды, жевание на коренных зубах твердой пищи — кусочков яблока, мяса и пр.);
  • давать необходимое количество времени ребенку для пережевывания пищи;
  • имитировать жевание с открытым ртом в игровой форме (например, «Как бегемот»);
  • применять сухое полоскание ротовой полости в игровой форме;
  • строить «рожицы», активно задействовав мышцы лица;

Выполнять артикуляционные упражнения ежедневно:

  • надувать щеки («Шарик», «Толстяк»);
  • втягивать щеки в ротовую полость («Худышка», «Шарик сдулся»);
  • облизывать губы языком («Вкусное варенье»);
  • оскал — хоботок («Лягушка – Слон», «Улыбка – Трубочка»);
  • пошлепывание (расслабление) языка губами: пя-пя-пя («Блинчик», «Дразнилки»);
  • вытягивание острого языка вперед («Змея», «Иголочка»);
  • Очень полезно для детей — дизартриков делать  упражнения сначала с открытыми, а затем закрытыми глазами!

2. Развивать точную моторику рук с помощью:

  • массажа и самомассажа кистей и пальцев рук («Пальчик, где твой домик?»);
  • пальцевой гимнастики;
  • использования пластилина, теста,  игр с прищепками, мелких деталей;

3. Выполнять дыхательно-голосовые упражнения в форме игр, гимнастики («Паровозик –чух-чух-чух», «Медведь», «Лучики», «Песенки», «Дровосек», «Самолеты»).

4. Требования к речи педагога:

  • употреблять короткие предложения  2-4 слова, особенно в общении с детьми первого года обучения;
  • говорить не быстро, тихо, внятно;
  • выделять голосом окончания слов, предлоги;

5. Следить за признаками утомления ЦНС ребенка:

  • ребенок перестает смотреть на Вас (объект наблюдения), отводит взгляд;
  • начинает что-то делать руками (ногами), играет, когда надо слушать;
  • дает непроизвольные голосовые реакции («хрюкает», смеется,  непроизвольно выкрикивает что-то;
  • пытается встать, беспорядочно бегать, кружиться, прыгать, прятаться и т.п;
  • имитировать тошноту.

Киселева Татьяна Михайловна
студентка группы ПСЗ-20517м, Курганский государственный университет
г. Курган

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *