Рекомендации воспитателям дошкольных образовательных учреждений по осуществлению дифференцированного подхода к детям с дизартрией
Признаком всех дизартрий является неразборчивая и при этом невыразительная, монотонная речь. В легких случаях (легкая степень) имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь». В более тяжелом состоянии (средняя степень) – наблюдаются замены и пропуски звуков, в целом произношение становится невнятным. В тяжелых случаях — речь ребенка недоступна для понимания, что приводит к отклонениям общего развития и личности.
Особенностью дизартрии является смешанный характер с сочетанием различных синдромов. Дизартрия сочетается с другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, моторной алалией, заиканием.
Сложная структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.
Дизартрия – неврологический диагноз. Медикаментозное лечение назначается неврологом.
Для устранения данного речевого расстройства применяется сочетание разных видов терапевтического воздействия:
- лекарственные средства;
- физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции;
- артикуляционный массаж, гимнастика;
- общее, поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма;
- лечение сопутствующих заболеваний.
Дизартрия чаще всего не является самостоятельным заболеванием, а входит в комплекс нарушений широкой двигательной сферы.
У детей с легкими проявлениями дизартрии наблюдаются также и нарушения общей и особенно мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации.
Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.
Речевые движения человека тесно связаны с движениями всего тела, поэтому для ребенка-дизартрика очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.
При работе воспитателя с ребёнком-дизартриком следует:
1. Применять формы и методы работы по нормализации тонуса мышц:
- организация приема пищи (жевание с закрытым ртом во время еды, жевание на коренных зубах твердой пищи — кусочков яблока, мяса и пр.);
- давать необходимое количество времени ребенку для пережевывания пищи;
- имитировать жевание с открытым ртом в игровой форме (например, «Как бегемот»);
- применять сухое полоскание ротовой полости в игровой форме;
- строить «рожицы», активно задействовав мышцы лица;
Выполнять артикуляционные упражнения ежедневно:
- надувать щеки («Шарик», «Толстяк»);
- втягивать щеки в ротовую полость («Худышка», «Шарик сдулся»);
- облизывать губы языком («Вкусное варенье»);
- оскал — хоботок («Лягушка – Слон», «Улыбка – Трубочка»);
- пошлепывание (расслабление) языка губами: пя-пя-пя («Блинчик», «Дразнилки»);
- вытягивание острого языка вперед («Змея», «Иголочка»);
- Очень полезно для детей — дизартриков делать упражнения сначала с открытыми, а затем закрытыми глазами!
2. Развивать точную моторику рук с помощью:
- массажа и самомассажа кистей и пальцев рук («Пальчик, где твой домик?»);
- пальцевой гимнастики;
- использования пластилина, теста, игр с прищепками, мелких деталей;
3. Выполнять дыхательно-голосовые упражнения в форме игр, гимнастики («Паровозик –чух-чух-чух», «Медведь», «Лучики», «Песенки», «Дровосек», «Самолеты»).
4. Требования к речи педагога:
- употреблять короткие предложения 2-4 слова, особенно в общении с детьми первого года обучения;
- говорить не быстро, тихо, внятно;
- выделять голосом окончания слов, предлоги;
5. Следить за признаками утомления ЦНС ребенка:
- ребенок перестает смотреть на Вас (объект наблюдения), отводит взгляд;
- начинает что-то делать руками (ногами), играет, когда надо слушать;
- дает непроизвольные голосовые реакции («хрюкает», смеется, непроизвольно выкрикивает что-то;
- пытается встать, беспорядочно бегать, кружиться, прыгать, прятаться и т.п;
- имитировать тошноту.
Киселева Татьяна Михайловна
студентка группы ПСЗ-20517м, Курганский государственный университет
г. Курган