Родительский калейдоскоп «Правильно слышим – грамотно пишем»

Уважаемые родители, я хотела бы поговорить с Вами об одном довольно интересном и нужном вопросе.

Но сначала я предложу Вам поиграть со мной в самую простую игру под названием «Молчанка». По моей команде вы закрываете глаза и молча сидите в течение одной минуты, прислушиваясь к тому, что происходит вокруг. Когда минута заканчивается, вы открываете глаза и начинаете перечислять всё, что услышали.

Видите, как всё просто? Вы готовы? Если «да», то садитесь поудобнее, игра начинается:

» ВНИМАНИЕ!
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы молчать.
Закрываем глазки и спокойно слушаем…»

… Ну, что ж, молчаливая минута осталась позади. А теперь я попрошу Вас впомнить и назвать то, что вы услышали пока сидели и молчали?
Ваши ответы, скорее всего, будут самыми разными: «не слышал(а) ничего», «шаги в соседней комнате, в коридоре», «звонок телефона», «как на электронную почту пришло письмо», «как поют птички» и т.д.
И дети отвечают примерно также, что слышали: » чьи-то голоса за дверью», «топот бегущих по коридору детей», «как шумит ветер за окном», «шуршание бумаги», «звон ключей», «как подвинули стул», «как кто-то кашляет» и т.д.

Правда, бывает некоторым детям кажется, что они не слышали НИЧЕГО. И тогда мы все вместе начинаем прислушиваться к кажущейся тишине более внимательно. Потом вспоминаем, что можно услышать на улице или дома. И, наконец, выясняем, что МЫ ЖИВЁМ В МИРЕ ЗВУКОВ. А наши органы слуха, которые работают даже тогда, когда мы спим, даны нам вовсе не просто так.

Звуки окружают нас повсюду. Только везде они свои. Для дома и быта характерны звуки одни. На улице, в магазине, на производстве они — другие. Мы давно привыкли к этому звуковому фону и многое в нём пропускаем «мимо ушей». Звуки издают не только механизмы, но и музыкальные инструменты. Вспомните каким богатством звуков обладает природа. Звуки издают животные. Да, и мы — люди сами можем «звучать», выполняя какие-то действия, например, топать, хлопать, стучать, звенеть, шуршать и т.д.

А ещё люди могут издавать особые звуки — ЗВУКИ РЕЧИ. С их помощью звучат все наши слова, которые мы произносим и слышим в предложениях при общении.

Да, бывает, что ребёнок уже научился произносить все звуки родного языка. И свою устную речь он грамматически правильно оформляет. И имеет хороший словарный запас. Но для успешного обучения письменной речи — письму и чтению, которое начинается в первом классе, нужно, чтобы у ребёнка был ещё хорошо развит ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
Что такое фонематический слух знает далеко не каждый. Даже, когда начинаешь объяснять родителям и педагогам что это такое, они не всегда понимают о чём я говорю. Поэтому я решила уделить внимание этому вопросу.

Для начала напомню, что СЛУХ ЧЕЛОВЕКА — это совокупность слуха физиологического, слуха музыкального и слуха фонематического.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛУХ помогает нам слышать и распознавать различные шумы неречевого характера. Например, шорох, стук, скрежет, звон, скрип и т.д.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ помогает нам слышать, распознавать и воспроизводить звуки музыки.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ помогает нам слышать, распознавать и вопроизводить звуки речи, то есть, фонемы.

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано.
На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.
К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.
К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.
Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).
К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, соноры, шипящие и свистящие.
К 5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

В работе по формированию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучит».
Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например, металлическая коробка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается игра с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются третий и четвертый варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит.

Игра «Шумелочки-гремелочки»
Можно использовать коробочки от киндер-сюрпризов. Вместе с ребёнком насыпать туда разные крупы, горох, монетки, скрепки и др. Прослушать всё с ребёнком. А потом он должен сам угадать, что звучит.

Игра «Прятки»
Завязать ребёнку глаза. В это время взрослый стоит в стороне от ребёнка и звенит колокольчиком. Ребёнок должен определить, в какой стороне звенит колокольчик и пойти на звук.

Игра «Шифровальщики»
Взрослый прохлопывает ритмический рисунок, ребёнок должен его повторить. Сначала с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Примеры ритмических рисунков: /-/-/, // — /, /-//, //-// ( /-хлопок, – пауза).

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произнося короткое АУ.

Игра «Громко-тихо»
Вместе с ребёнком придумать определённые действия, которые он будет выполнять на громкий и тихий звук. Например: если услышит тихий звук, он хлопнет в ладоши, а если громкий — топнет ножкой.

Игра «Три медведя»
Вспомнить (рассказать) сказку «Три медведя». Показать ребёнку, как говорят все герои сказки. На первом этапе ребёнок должен угадать, кто говорит, а потом сам говорит разными голосами.

3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.
Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.

«Шутки – минутки»

  • Русская красавица своей козою славится.
  • Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
  • Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
  • Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил

«Путаница»

  • У меня в тарелке зуб,
    Заболел у Вовы суп.
  • На лугу пасутся косы.
    Заплела Алина козы.
  • Спать пора, настала нос,
    Сажей вымазал я ночь.
  • Кот плывет по океану,
    Кит из блюдца ест сметану
  • В огороде вырос люк,
    На асфальте виден лук.
  • Дядя Петя пилит жук,
    На цветок уселся сук.
  • В море шторм, на судне кашка.
    У Егора в миске качка.
  • Мама испекла мне зайку.
    Подарили Мише сайку.

4 этап – дифференцирование слогов.

Игра «Поговорим на языке животных (инопланетян и т.п.)»

Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками (аналогично — с гласными у, о, ы)
та-ка-па па-ка-та
ка-на-па га-ба-да
фа-ха-ка ма-на-ва
ба-да-га ка-ва-ха

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):
па-ба та-да па-ба-па та-да-та ва-фа-ва
пу-бу фа-ва пу-бу-пу ка-га-ка са-за-са
са-за шу-жу пы-бы-пы га-ка-га зу-су-су

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:
па-пя по-пё пу-пю пы-пи
ма-мя мо-мё му-мю мы-ми

5 этап – дифференциация фонем.

Игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук …»
Взрослый называет и многократно повторяет например, гласный звук А, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладошки). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произноси звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Р и т.д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
Повторение сочетания гласных звуков по два / по три / по четыре:
АО     / АИУ  / АОУИ
УА     / ИАО  / ИОУА
АИ     / УИА  / ИЫОУ
и т.д. / и т.д. / и т.д.

Игра «Сколько раз я назову звук?»
Сколько раз я назову звук А: А И О А У Э А

Игра «Четвёртый лишний»
«Послушайте внимательно слова. Почти в каждом из них есть звук [K’] (или другой заданный звук). Но в одном слове его нет. Назовите это слово»

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Назови первый звук в слове» (аист, машина, робот, мишка)
Игра «Закончи слово»
«Я начну произносить слово, а ты закончи звуком [П]. СУ – П. Какое слово получилось? Какой звук в нём произносится самым последним?».

Игра «Назови последний звук в слове»
Игра «Какой звук потерялся?»
Логопед показывает картинку с изображением, например, моста и говорит: «Это …ост». Дети поправляют и называют слова целиком

Игра «Придумай слово на звук ……»
Игра «Цепочка»
Ведущий называет слово (например, стол). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры по очереди делают то же самое, составляя цепочку слов.

Игра «Найди предметы с нужным звуком»
Взрослый предлагает найти картинки на заданный звук (или предметы в комнате, на улице). Можно их раскрасить, вырезать и т.д.

Итак, если вовремя уделить внимание развитию фонематического восприятия, можно предупредить речевые нарушения. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Развивая фонематический слух, мы облегчаем ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а также в дальнейшем чтения и письма. Данные игры и упражнения помогут ребенку подготовиться к обучению в школе.

Если ребёнок пришёл в школу, имея даже нерезко выраженное фонематическое недоразвитие, при обучении письму и чтению он обязательно будет испытывать особые трудности. В его письменных работах будут наблюдаться многочисленные специфические ( дисграфические ) ошибки. Особенно это станет заметно во втором полугодии первого класса, когда дети начнут писать под диктовку.

Для того, чтобы было понятно что такое дисграфия (нарушение письменной речи, обусловленое фонематическим недоразвитием), я хочу показать несколько диктантов, которые были написаны учениками второго класса в начале учебного года. Замечу, что диктанты были написаны с орфографическим проговариванием. То есть, диктуя предложения, чётко и не спеша проговаривалось каждое слово так, как нужно писать.


Подавляющее большинство родителей называют такие ошибки «глупые», «ошибки из-за невнимательности» и дома заставляют детей писать бесконечные диктанты. О, бедные дети! Как им трудно! Ведь их родителям совсем невдомёк, что на самом деле подобные ошибки вовсе не глупые. Своей особенностью и стойкостью повторения они просто кричат о наличии у ребёнка фонематического недоразвития. И обычное письмо под диктовку, на которую так уповают родители, данную проблему не разрешит. А постоянный неуспех лишь вызовет у наших маленьких учеников негативное отношение не только к письму, как к процессу, но и в дальнейшем — к предмету «русский язык».

Напомню, что письменная речь — довольно сложный психический процесс. Прежде, чем написать слово, его нужно:

  1. проанализировать (уточнить из какого количества и каких именно звуков оно состоит);
  2. вспомнить графический образ нужной буквы для каждого звука;
  3. записать буквы в требуемой последовательности.

Детям, имеющим фонематическое недоразвитие, анализ слов (а некотоым детям и анализ предложений) выполнить сложно. Записывая слова под диктовку, они постоянно стоят перед мучительным выбором нужных букв, не смотря на то, что звуки, которые обозначаются этими буквами, находятся в сильной позиции.

Фонематический или речевой слух — это способность правильно слышать и распознавать звуки. Он является одной из составляющих фонематической функции. Несмотря на то, что развитие фонематического слуховосприятия у ребенка происходит само по себе с первого дня его жизни, большинство детей все равно нуждаются в дополнительных тренировках. Вместе с развитием фонематического слуха к ребенку приходит и чувство языка, ребенок становится способен правильно писать даже незнакомые или малознакомые ему слова.

Саюкова Альфия Маратовна
учитель — логопед МБДОУ «Волошка»
город Ноябрьск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *