Формирование учебного диалога у детей с нарушением слуха

Учебный диалог у слабослышащих детей основывается на физиологической закономерности, формируемых у человека языковых процессов и взаимодействия между мозгом и языком. Проблема развития ребенка с нарушениями в развитии как социальная осмыслена Л. С Выготским, С.А. Зыковым, Р.М.Боскис, И.М. Гилевич, О.А. Красильников, Э.И. Леонгард, Лифанов Т.В, Шматко Н.Д и в этом авторы отмечают психофизический статус ребенка с нарушением слуха – состояние слуховой функции, индивидуальные особенности, детей (психологическая готовность к общению, стремление к совместной деятельности, черты личности, состояние здоровья, наличие или отсутствие дополнительных отклонений, желание родителей активно участвовать в реабилитационной работе на благо развития ребенка[ 1].

Учебный диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки

Дети с нарушением слуха — это поражение периферического слухового аппарата снижается острота слуха в той или иной степени — от легкой до полной потери. В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории недостаточности: глухоту и тугоухость (слабослышание).

Советские отоларингологи Л. С. Темкин и Б. С. Преображенский считают, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном (громкой речью) речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено[2].

При организации учебного диалога следует учитывать следующие особенности: ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа; учебный диалог строго ограничен во времени; если ученик не активен — значит он испытывает недостаток знаний; речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием развернутых ответов; учебный диалог требует предварительной подготовки. Учебный диалог у детей младшего школьного возраста предназначен для того чтобы служить источником интереса, стимулировать коммуникативную деятельность учеников, обеспечивать познавательную активность и совершенствование коммуникативного опыта учащихся и их коммуникативной компетенции. Роль учебного диалога в обучении младших школьников заключается в том, чтобы служить внутренним источником развития индивидуальности ребенка, а также удовлетворять его потребности в межличностном общении и взаимодействии в ходе учебной деятельности; место учебного диалога учащихся с педагогом на начальном этапе обучения — в классно-урочной системе: игре, проблемном обучении; в проектной методике и организации коммуникативной деятельности (в ролевых играх, диалогах, дискуссиях и т.д.); в тестировании и диагностике; в нетрадиционных уроках; во внеклассной деятельности. Существует различие учебного диалога от диалога, по мнению С.В.Белов отмечает: «Призывы к диалогу часто остаются призывами, иногда нередко сводятся к пустым разговорам или аргументированным дискуссиям, которые являются разновидностью речевой деятельности)». Воплощение идей диалога в педагогическую практику – дело весьма сложное, и оно требует не воспроизведения в действительности тех или иных приёмов, а мастерского овладения каждой новой ситуацией по-новому». В организации стиль общения, позволяющий создать психологически комфортные условия для общения с детьми [3].

В норме учебный диалог у младших школьников он заключается в дифференциации собственно коммуникативной речи и «речи для себя», функции внутренней речи все больше социализируются, опосредствуются коммуникативным аспектом (планирование отдельных действий превращается в социально опосредствованные процессы самовоспитания и самообразования); функция речи «для других» все более интеллектуализируется, опосредствуется индивидуальным внутренним миром говорящего, перерастает в функцию дифференцированного индивидуального воздействия. Вместе с тем внутренняя речь, по-видимому, дифференцируется в зависимости от тех видов деятельности, в которые она включается

Под учебным диалогом понимается не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и форму обучения, и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. В ходе учебного диалога зарождается необычное общение между педагогом и воспитанниками [4].

Учебный диалог рассматривается как:

  • метод построения новой культуры личности (М.М. Бахтин, В.С. Библер, С.Ю. Курганов, Р.Ф. Литовский, И.М. Соломадин);
  • процесс особой специфической деятельности, в котором реализуется понимание, осмысление, эмоциональное воздействие субъектов процесса общения друг на друга (Т.К. Ахаян, З.А. Васильева, В.С. Ильина);
  • особая коммуникативная среда (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, В.В. Сериков); речевое общение (коммуникация), основу которой составляет речевая деятельность (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н. Ксенофонтова);
  • осмысление и развитие в диалоге внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой смысла (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, М. Мамардашвили);
  • спор, обмен аргументами, дискуссия (М.В. Кларин, В.Н. Курбанов, Л.Б. Туманова) [5].

Литература

1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 2005. 25 с.
2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М.: Сов. спорт, 2004. 304 с.
3. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: учеб. пособие для вузов / К.В. Комаров. 2- е изд., испр. М.: ООО «Издательский дом ОНИКС- 21 век» 2005. 223с.
4. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь: учеб. пособие / сост. Н.В. Новотворцева. СПб.: КАРО, 2006. 114с.
5. Коровин, К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К.Г. Коровин. М.,1976
6. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общей. ред М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003. 416 с.

Атурова Татьяна Андреевна
Воспитатель Курганская специальная ( коррекционная) школа- интернат № 25
г.Курган

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *