Роль логоритмики в развитии речедвигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции; развитие фонематического восприятия; расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и двигательной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики; выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов; творческой фантазии и воображения.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие- ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.
В логоритмическом воспитании детей с общим недоразвитием речи можно выделить два основных направления.
Первое – развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве, чувства музыкального темпа и ритма, активизация всех видов внимания и памяти.
Второе – развитие речи и корректирование речевых нарушений, развитие дыхания и голоса, выработка умеренного темпа речи, орального праксиса, просодии, формирование фонематического слуха.
Логоритмическая работа проводится в игровой форме и все виды упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение, что создаёт благоприятную атмосферу и способствует лучшему усвоению знаний.
Родоначальником ритмики был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он стал создателем системы ритмического воспитания, известной под названием «метода ритмической гимнастики». Её суть заключалась в том, что ученики должны упражняться в координации своих движений с движениями музыки, которую Э. Жак-Далькроз сделал регулятором движений. При помощи сочетания ритма, музыки и движения он развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
В дальнейшем система Э. Жак-Далькроза получила своё развитие в работах его учеников и последователей: Н.Г. Александровой, В.А. Гринер, Н.А. Баженова, О.Н. Пашковской и др.
С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Под руководством В.А. Гиляровского в 1929г. В больнице для нервно-психических больных была разработана особая система занятий (Гиляровский,1959), которые проводила В.А. Гринер. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного. Затем В.А. Гиляровский ввёл занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.
Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление – логопедическая ритмика.
В 40-е годы логоритмика вошла в комплекс воздействия на больных с афазией (Флоренская, 1941).
В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи заикающихся дошкольников» подчеркнула значимость ритма производимых движений для нормализации речи и упражнений на сочетание слова с движением.
Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах 20-го века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса.
Логоритмика является составной частью комплексной логопедической методики и способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств, в том числе и ОНР у дошкольников, поэтому ее необходимо включать в логопедические занятия, поскольку сочетание речи с движением способствует развитию речи.
Доказано, что развитие речи ребенка во многом зависит от того, как он будет развиваться в первые годы жизни: будет ли у него возможность познавать мир, и будут ли достаточно внимания уделять его развитию взрослые. Важно помнить, что на развитие речи влияет то, как много двигается ребенок, может ли взаимодействовать с игрушками, что способствует развитию мелкой моторики. Чем больше ребенок двигается и чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше он в дальнейшем будет говорить, поскольку эти две сферы развития тесно связаны.
Известно, что дети с общим недоразвитием речи развиваются в отличном от развития детей в норме ритме. Эти дети испытывают множество трудностей при выполнении упражнений, их речь, словарный запас и построение фраз отличается от детей без патологий. Кроме того им трудно выполнять упражнения, где необходима точная работа с мелкими деталями, они быстро утомляются, им тяжело выполнять задания на переключаемость движений.
Речь является одним из самых важных компонентов жизни ребенка, ведь он оказывает влияние на становление его жизни в дальнейшем. Поэтому ей необходимо уделять внимание и способствовать ее развитию используя игровую деятельность с первых лет жизни ребенка, и делать все, что в наших силах, чтобы ребенок как можно больше узнал об окружающем его мире.
Если родители заметили у ребенка какие-то отклонения от нормального развития, или подозрения на него, следует сразу же обследовать его у специалистов, ведь чем раньше будет выявлено нарушение – тем легче будет проходить его коррекция.
Одним из наиболее распространенных в наши дни нарушений является общее недоразвитие речи. Из всего материала, изложенного выше, можно сделать вывод, что общее недоразвитие речи имеет разные уровни, но у всех детей возникают трудности в произнесении слов, их склонении и изложении своих мыслей. Также у детей нарушена двигательная сфера. Это может проявляться в сложностях удержания равновесия, неправильной осанке, трудностях в манипуляции с мелкими предметами и т.д. Именно логоритмика, в которой речь сочетается с движением, способствует решению этой проблемы максимально эффективно.
При коррекции необходимо помнить, что лучших результатов и в более короткие сроки ребенок достигнет при комплексной работе ряда специалистов и родителей.
Карпушина Юлия Алексеевна
студентка ТГПУ им. Л,Н Толстого, 5 курс, группа 521232з
г. Тула