Выявление ошибок письма оптического характера у младших школьников с задержкой психического развития
Аннотация.
Данная статья посвящена проблеме диагностики ошибок письма оптического характера у учащихся младших классов с задержкой психического развития. Описан диагностический комплекс, направленный на выявление оптической дисграфии у учащихся младших классов с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, дисграфия, оптическая дисграфия.
Актуальность проблемы.
В жизни каждого ребенка всегда наступает очень важный и трудный этап обучения в школе – обучение грамоте. На этом этапе закладывается возможность дальнейшего обучения и усвоения знаний. Трудности овладения навыком письма и чтения препятствуют формированию полноценной учебной деятельности.
Известно, что письмо как деятельность приобретает особую значимость в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности в целом. Особые трудности в освоении письменной речи наблюдаются у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Понятие «задержка психического развития» (термин предложен Г.Е. Сухаревой) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой среды, недоразвитие познавательной деятельности, имеющие свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов. [6]
К моменту поступления в первый класс дети с задержкой психического развития характеризуются не соответствующим возрасту развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи [1], [5]. Все вышеперечисленные нарушения губительно влияют на становление как устной, так и письменной речи. Со стороны письменной речи такие нарушения нередко приводят к дисграфии.
Среди специфических ошибок письма, сформулированных по исследованиям Р.Д. Тригер [8], немалый процент выпадает на долю ошибок письма оптического характера. В большинстве классификаций (О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева, Р.И. Лалаева и др.) оптическую дисграфию выделяют как отдельный вид.
О.А. Токарева [7] считает, что оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений, а по мнению М.Е. Хватцева [2], оптическая дисграфия обусловлена несформированностью или нарушением в формировании оптических речевых систем в головном мозге.
Так как ошибки оптического характера, как и другие специфические ошибки письма, носят стойкий характер, то преодолеть их можно только в процессе коррекции. На сегодняшний день проблема коррекции нарушений письменной речи таких детей остается актуальной. Главным принципом в коррекционной работе с учащимися начальных классов с задержкой психического развития является компенсация дефектных или незрелых функций, совершенствование деятельности всех анализаторов, которые участвуют в акте письма, с опорой на сохранные функции.
Таким образом, оптическая дисграфия у детей с задержкой психического развития связаны с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, и пространственных представлений, и требует коррекционного вмешательства педагогов.
Диагностический комплекс, направленный на выявление оптической дисграфии у учащихся младших классов с задержкой психического развития.
Диагностический комплекс состоит из двух блоков заданий. К первому блоку относятся задания, непосредственно направленные на выявление особенностей процесса письма. Для исследования исходного состояния процесса письма нами была использована методика Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой [3], которая включала в себя следующие задания: слуховой диктант и списывание (с печатного и рукописного текста). Кроме того, предполагается анализ рабочих тетрадей учащихся по русскому языку.
Второй блок позволяет: выявить состояние зрительного гнозиса, анализа и синтеза; обследовать мыслительные процессы и выявить их особенности; определить состояние объема и концентрации внимания.
Задания второго блока способствуют уточнению структуры дефекта у детей с задержкой психического развития.
Первый блок. Обследование процесса письма.
Обработка результатов заданий первого блока.
Проанализировав работы каждого из учеников, подсчитаем ошибки, опираясь на исследование Р.Д. Тригер.
Группы ошибок по Р. Д. Тригер [8]
- Ошибки, связанные с дифференциацией фонем.
- Ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа.
- Ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры отдельного предложения.
- Ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста.
- Замены графически сходных букв.
- Орфографические ошибки.
Второй блок. Обследование неречевых процессов.
- Для определения уровня развития зрительного гнозиса нами использована методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?».
- Методика «Конструирование (реконструирование) печатных букв из бумаги позволяет выявить особенности зрительного анализа и синтеза.
- Для определения объема и концентрации внимания нами использована методика «Тест Бурдона». Она позволяет определить объем внимания по количеству просмотренных букв и концентрацию внимания по количеству сделанных ошибок.
- Методика «Выделение существенных признаков» была использована для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
Вывод.
Итак, на основе диагностических методик других авторов, мной был разработан свой диагностический комплекс, направленный на изучение нарушений письменной речи у учащихся начальных классов с ЗПР. В основу диагностического комплекса были положены методики таких авторов, как Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, Т.А. Фотекова, А. Р. Лурия и др. Составленный диагностический комплекс состоит из двух блоков. К первому блоку относятся задания, направленные непосредственно на изучение особенностей письма. Ко второму блоку относятся задания, способствующие выявлению особенностей зрительного гнозиса, анализа и синтеза; наличия интеллектуальных нарушений; особенностей мыслительных процессов, а также определению состояния объема и концентрации внимания.
Литература:
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., Просвещение, 1973 г. 51 с.
2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. 224 с.
4. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 208 с.
5. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1992 г. — №3. С. 3-9.
6. Сухарева Г.Е. Клинические лекции о психиатрии детского возраста. — Т.1-3. — М., 1955 — 1965 гг.
7. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. — М.: Медицина, 1969. С. 190-212.
8. Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. 1972. №5. С. 35-41.
9. http://azps.ru/tests/pozn/kakpredm.html [10.03.2017].
Ковалева Анна Юрьевна
Студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого
г. Тула