С Марблс играем – речь, пальцы развиваем!
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста. Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движения рук, мелкой моторики пальцев, зрительно- моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения ,творческой активности, познавательной деятельности.
Хочу привести несколько примеров упражнений с шариками «Марблс»:
«Знакомство»
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Задание: предлагается по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом ребенок знакомится с текстурой — стеклянные, гладкие; качеством — хрупкое, прозрачное; цветом — красный, синий, зеленый,..
«Угадай-ка»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)
Задание: предлагается найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
«Змейка»
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Задание: предлагается выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
«Выложи по заданию»
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Задание: Взрослый предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок, или выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
«Выложи по контуру».
Предлагается выложить по нарисованному контуру, цветовая гамма не учитывается.
Это морская звезда.
«Золушка».
- Разбери по цвету.
В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам. - Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые. - Разбери по размеру.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
Упражнение «Графический диктант»
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Задание: Взрослый дает устные задания типа:
Положи красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний.
Игры с «Марблс» оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
Играйте с пользой и удовольствием!
Островерхова Оксана Сергеевна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 142»
г. Иваново