Развитие лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста по теме «Дикие животные»

Цель: организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики,
  • расширить и активизировать словарный запас по теме,
  • закрепить обобщающее понятие «дикие животные»,
  • закрепить навык образования существительных множественного числа,
  • учить образовывать притяжательные прилагательные,
  • закрепить навык употребления существительных множественного числа в родительном падеже,
  • учить согласовывать окончания существительных единственного и множественного числа в творительном падеже,
  • учить согласовывать окончания существительных и прилагательных единственного числа,
  • учить образовывать названия детенышей диких животных,
  • развивать навыки фонематического слуха,
  • учить подбирать глаголы к существительному,
  • учить подбирать слова – антонимы,
  • развитие связной речи (составление описательного рассказа по плану, пересказ текста по вопросному плану).

Оборудование: изображения диких животных и их детенышей, изображение леса, схема для описания животных.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. 2012.
  2. Практическая логопедия: конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.Н. Краузе. – СПб.: Корона-Век, 2008. – 80 с.
  3. Т.А. Ткаченко Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям Учим говорить правильно.
  4. Формирование связной речи детей 4 – 5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал / авт.-сост. Л.Н. Сластья. – Волгоград : Учитель, 2011. – 232 с.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Объявление темы.

Логопед: отгадайте загадки и догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить. (Дети: Будем говорить о диких животных.)

1) Хвост пушистый, мех золотистый,
в лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)

2) Летом ходит без дороги, возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
от мороза прячет нос.(Медведь)

2. Пальчиковая гимнастика.

Дикие животные
водятся в лесу,
Здесь увидеть можно
Волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
Прячет всех надёжно
Лесная тишина.

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)
(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

3. Игра «У кого кто?».

Логопед: Назовите детенышей диких животных.
У лисы – лисенок, у волка — ..(волчонок), у медведя — …(медвежонок), у лося — …(лосенок), у белки — …(бельчонок), у ежа — …(ежонок), у оленя — …(олененок) и т.д.

4. Игра «Кого много в лесу?».

Логопед: посмотрите на изображение лесной полянки и скажите, кого много в лесу?

(Дети: в лесу много лис, медведей, волков, ежей, енотов, лосей, оленей и т.д..)

5. Игра «Угадай, кто это?».

Логопед: я перечислю вам слова-признаки, а вы подберете к ним подходящее животное.
Логопед: большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Дети: медведь.)
Логопед: серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Дети: волк.)
Логопед: хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Дети: лиса.)
Логопед: маленький, длинноухий, пугливый. (Дети: заяц.)

6. Игра «Четвертый лишний».

Логопед: послушайте и назовите лишнее слово.

Еж, еж, нож, еж.
Лиса, лис, лиса, лиса.
Крот, енот, енот, енот.
Олень, олень, олень, лень.
Белка, заяц, кошка, медведь.
Олень, лось, ястреб, кабан.
Коза, свинья, медведь, лошадь.

7. Пальчиковая гимнастика «Ежонок».

Под сосной
живет ежонок,
Много у него иголок.
До чего же он хорош –
Весь на щеточку похож.
А захочется еды –
Еж пойдет искать еды. Руки поставить локтями на стол и развести пальцы.
Ладони соединить, пальцы переплести (иголки).
Пошевелить пальцами – «иголками».
Пошевелить пальцами – «иголками».
Пошевелить пальцами – «иголками».
Поворачивать «мордочку» ежа вправо – влево.
(в разные стороны.)

8. Игра «Кто чем питается?».

Логопед: назовите животное и расскажите, чем оно питается.
Дети: Медведь питается ягодами, медом, рыбой и мелкими животными. Заяц питается корой, веточками, травой. Белка питается орехами и грибами. Волк питается мясом животных. Еж питается грибами, мышами, жуками, яблоками. Лиса питается мышами.

9. Игра «Кто как передвигается?».

Логопед: я называю животное, а вы отвечаете, что делает это животное, как передвигается.

Медведь (что делает?) – ходит, лазает, плавает, бегает.
Заяц – прыгает, скачет, бегает.
Волк, лиса – бегают, ходят.
Белка – прыгает, бегает, карабкается.
Еж – ходит, бегает, катится.

10. Игра «Путаница».

Логопед: исправьте мои ошибки.
Логопед: белая лиса. (Дети: рыжая лиса.)
Логопед: синий медведь. (Дети: коричневый медведь.)
Логопед: фиолетовая белка. (Дети: рыжая белка.)
Логопед: черный заяц. (Дети: серый заяц.)

11. Игра «Скажи наоборот».

Логопед: добавьте нужное слово.

Заяц трусливый, а волк, наоборот, …(смелый)
Медведь простодушный, а лиса, наоборот, …(хитрая)
Медведь неуклюжий, а белка, наоборот, …(ловкая, проворная)
Енот маленький, а медведь, наоборот, …(большой.)
У медведя большие следы, а белки, наоборот,…(маленькие)
Лиса пушистая, а еж, наоборот, …(колючий)

12. Игра «Чей хвост?».

Логопед: ответьте на вопрос: чей хвост?

У зайца хвост — …(заячий),
у медведя хвост — …(медвежий),
У лисы хвост — …(лисий),
у белки хвост — …(беличий).

13. Загадки.

В дупле живет,
да орешки грызет. (Белка.)

Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в норе под кустом. (Лиса.)

Зимой белый,
а летом серый. (Заяц.)

щелкает орехи метко,
ну конечно, это…(белка.) Летом гуляет,
зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

В густом лесу под елкой,
осыпанной листвой,
лежит клубок с иголками,
колючий и живой. (Еж.)

14. Составление рассказа – описания.

Логопед: расскажите о диком животном по схеме:

  • внешний вид животного (части тела),
  • где живет,
  • чем питается,
  • как называется его детеныш,
  • в каких сказках или мультфильмах встречается это животное.

15. Пересказ текста «Ежиная семейка».

Логопед: послушайте внимательно рассказ про ежиную семейку, потом вы ответите на мои вопросы и попробуете пересказать эту историю.

Ежиная семейка
В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха ходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.
— Аня, не трогай их, — сказал Егор, — ежата совсем еще маленькие.
— Я только поглажу ежат, — ответила Аня.
На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.
Логопед: где жила семья ежей?
(Дети: семья ежей жила в норе у корней старой ели.)
Логопед: почему ежата часто оставались одни?
(Дети: ежата часто оставались одни, потому что мама-ежиха ходила на охоту.)
Логопед: кто нашел ежат?
(Дети: ежей нашли Аня и Егорка.)
Логопед: что случилось на следующий день?
(Дети: на следующий день ежат в норе не было, ежиха увела их в другое безопасное место.)

16. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Логопед: о ком мы сегодня говорили? (Дети: мы говорили о диких животных.) Где живут дикие животные? (Дети: дикие животные живут в лесу.) Чему мы сегодня учились?

Гордиенко Марина Анатольевна
логопед
г. Севастополь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *