Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения родительской компетенции

Система в дошкольного образования, является первой ступенью в системе непрерывного образования. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования.

В условиях вариативности образования, разнообразие запросов родителей на разные виды образовательных услуг, управление качеством дошкольного образования предполагает установление приоритетов качества:

  • условий для успешного образовательного процесса,
  • оптимальной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении,
  • мониторинг результатов работы с детьми,
  • обеспечение преемственности всех степеней образования.

Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на развитие ребенка.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. За воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». В организации работы по повышению компетенции родителей, важная роль принадлежит использованию современных форм взаимодействия. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задача воспитания, методы организации игровой среды, подготовки его к обучению в школе.

Задача дошкольного учреждения – создать атмосферу общественности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов – вовлечение родителей в педагогический процесс. Для активации решения проблемы было проведено исследование. Применялись традиционные формы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т.д. результаты показали, что родители предпочитают получать информацию по другим каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение педагогической литературы. Однако знания, воспринимаемые из разных источников, не помогают им по следующим причинам: они слишком общие не касаются лично ребенка и даются в сложной форме. Необходима адаптация традиционных форм работы с родителями к современным условиям. Низкий уровень развития компетенции родителей не позволяют им занять активную позицию в образовательном процессе. Цель педагогического образования родителей – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании. Поэтому важно проводить педагогическую пропаганду для каждого конкретного родителя. Важно рассказать родителям именно об их ребенке, его достижениях и трудностях в процессах воспитания и обучения.

В детском саду широко используется активные формы работы для педагогического просвещения родителей с целью ознакомления их с инновационной деятельностью: презентации новых программ и технологий, отчеты творческих групп, опросы и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ, изучение запроса семей на образовательные услуги и т.д.

Очень удобной и эффективной формой работы с родителями считается наглядная информация. Отличным средством привлечения внимания взрослых являются информационные стенды. Преимущество – доступность и наглядность, удобная форма для передачи важной и оперативной информации. Привлекают своим вниманием и стенды творчества для детей. Целью этой формы наглядной пропаганды – тематические выставки – являются дополнением к словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, образцами игрушек, игровых материалов, сделанными руками детей, родителей, воспитателей. Эффективным становятся встречи с родителями аудиторией, где результативным являются практические действия с игровым заданием, игровым примером.

Успешной работе дошкольного учреждения по повышению педагогической компетенции родителей способствует использование модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на идее партнерства, реализации системы активного включения родителей в педагогический процесс.

учитель-логопед
Кин Кристина Александровна
БДОУ «Детский сад № 330 комбинированного вида»
  г. Омск

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *