Формирование артикуляционной моторики

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

УКАЗАНИЯ К  ПРОВЕДЕНИЮ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

  1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
  2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
  3. Все упражнения выполняются по подражанию, т.е. чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
  4. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, с улучшением качества движений.
  5. Возможно, и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.
  6. Необходимо добиваться чёткого, точного, ритмичного выполнения движений.
  7. Постепенно, по мере овладения артикуляционными движениями, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  8. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отработанных логопедом упражнений.
  9. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все упражнения будут получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Рассмотрите с ребёнком перед зеркалом органы речи: губы, зубы, язык (кончик, спинка, корень), альвеолы – «бугорочки» (верхние, нижние), нёбо, голосовые складки.

«НАДО КРЕПКО ЗАУЧИТЬ, ЧТО ТЕБЕ И МНЕ ПОМОЖЕТ ЧЁТКО ЗВУКИ ВСЕ ПРОИЗНОСИТЬ».

І. Упражнения для губ

  1. «Улыбка» – растягивание сомкнутых губ в улыбку (зубы сомкнуты).
  2. «Заборчик» — губы в улыбке, раскрыть губы и показать сомкнутые зубы (хорошо видны и верхние, и нижние резцы).
  3. «Хоботок» – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).
  4. «Трубочка» — вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты), губы округлены.
  5. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
  6. Проговорить гласные звуки, четко артикулируя губами — А-У-И-О (чередовать).
  7. Проговорить гласные звуки, чередуя со звуком [И] – и-у, и-а, и-о, и-э.

ІІ. Упражнения для языка

(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

  1. «Часики» — движения языком вправо-влево.
  2. «Качели» — движения языком вверх-вниз.

— к верхней/нижней губе;                              — к верхним/нижним зубам;

— к верхним/нижним альвеолам.

  1. «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на   нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку ложечкой или пошлёпать губами, произнося «пя-пя-пя»).
  2. «Иголочка» – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика языка холодной ложечкой).
  3. «Чашечка» – широкий язык поднять кверху:

— к верхней губе;          — к верхним зубам;          — к верхним альвеолам.

  1. «Конфетка» — причмокивающие движения языком.
  2. «Лошадка» – щёлканье языком.
  3. «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.

 Помните! Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

учитель-логопед
Егорова Евгения Александровна
 ФГКДОУ №148 г.Брянск-18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *