Формирование артикуляционной моторики
Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 3-5 минут.
- Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Все упражнения выполняются по подражанию, т.е. чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, с улучшением качества движений.
- Возможно, и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.
- Необходимо добиваться чёткого, точного, ритмичного выполнения движений.
- Постепенно, по мере овладения артикуляционными движениями, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
- Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отработанных логопедом упражнений.
- Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все упражнения будут получаться с первого раза. Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
Рассмотрите с ребёнком перед зеркалом органы речи: губы, зубы, язык (кончик, спинка, корень), альвеолы – «бугорочки» (верхние, нижние), нёбо, голосовые складки.
«НАДО КРЕПКО ЗАУЧИТЬ, ЧТО ТЕБЕ И МНЕ ПОМОЖЕТ ЧЁТКО ЗВУКИ ВСЕ ПРОИЗНОСИТЬ».
І. Упражнения для губ
- «Улыбка» – растягивание сомкнутых губ в улыбку (зубы сомкнуты).
- «Заборчик» — губы в улыбке, раскрыть губы и показать сомкнутые зубы (хорошо видны и верхние, и нижние резцы).
- «Хоботок» – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).
- «Трубочка» — вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты), губы округлены.
- Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
- Проговорить гласные звуки, четко артикулируя губами — А-У-И-О (чередовать).
- Проговорить гласные звуки, чередуя со звуком [И] – и-у, и-а, и-о, и-э.
ІІ. Упражнения для языка
(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):
- «Часики» — движения языком вправо-влево.
- «Качели» — движения языком вверх-вниз.
— к верхней/нижней губе; — к верхним/нижним зубам;
— к верхним/нижним альвеолам.
- «Лопатка» — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку ложечкой или пошлёпать губами, произнося «пя-пя-пя»).
- «Иголочка» – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика языка холодной ложечкой).
- «Чашечка» – широкий язык поднять кверху:
— к верхней губе; — к верхним зубам; — к верхним альвеолам.
- «Конфетка» — причмокивающие движения языком.
- «Лошадка» – щёлканье языком.
- «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.
Помните! Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.