Создание благоприятных условий для реализации принципов социализации и индивидуализации в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности

 «Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».

 «Воспитание — не сумма мероприятий и при­емов, а мудрое общение взрос­лого с живой душой ребенка».

На мой взгляд, эти строчки  хороший девиз современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО. Они подчеркивают актуальность реализации прнципов социализации и индивидуализации в работе с детьми с ОВЗ.

Главным и актуальным  в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития  личности в образовательном процессе, для переноса полученных знаний в практическую деятельность, которая позволит успешно  адаптироваться, социализироваться,  в обществе сверстников, других взрослых.

В моей работе с детьми  в группе для детей с ЗПР основными направлениями реализации принципов социализации и  индивидуализации являются:

  • Рациональная организация предметно-развивающей среды группы и кабинета для детей с ОВЗ
  • Реструктуризация содержания образовательной деятельности. Создание индивидуального маршрута.
  • Изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка
  • Эффективное взаимодействие дефектолога, логопеда, воспитателя и помощника воспитателя с семьями воспитанников

О каждом напрвлении сейчас расскажем. Но сначала остановимся  на значении слов «социализация» и «индивидуализация».

Индивидуализация дошкольного образования рассматривается, как

принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка,

поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей, как система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

Социализация в процессе образования – это процесс и результат педагогически организованного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, его совместная со взрослыми деятельность по узнаванию и воплощению ценностных установок, создающх  условия для формирования у ребёнка позитивного социокультурного опыта.

 

Рациональная организация предметно-развивающей среды группы и кабинета для детей с ОВЗ

Предметно-развивающая среда помещений способствует социализации детей и их родителей.

Наше помещение приёмной комнаты – это комната встреч, делового и бытового общения, рассматривания и обсуждения творческих работ  детей в детском саду и вместе с родителями дома. Помещение включает следующие творческие находки, реализующие принципы социализации и индивидуализации:

  • Индивидуальная картинка ребёнка, сопровождающая ребёнка и в группе, и в спальне и в умывальной комнате.
  • Индивидуальный подход в выборе шкафчика для каждого ребёнка в зависимости от физических возможностей и темперамента.
  • «Солнышко» с личной фотографией, которое каждое утро встречает, а вечером провожает ребёнка домой.
  • Стена, полки, стол личных успехов ребёнка в творческой деятельности с педагогами и родителями.
  • «Календарь погоды» для фиксирования наблюдений и планирования вместе с детьми нового дня.
  • Информационные стенды, тетради рекомендаций специалистов, индивидуальные папки личных достижений.
  • Электроная фоторамка.
  • Алгоритмы «Я одеваюсь!», «Я раздеваюсь!»

Помещение групповой комнаты – это не комната для занятий, а пространство взаимодействия ребёнка с окружающим миром, со сверстниками и со взрослыми. Помещение, в котором дети удовлетворяют главную потребность: потребность в движении, игре и общении. Именно удовлетворение этих главных потребностей формирует социальный опыт ребёнка. Отсутствие чёткого зонирования, вариативность пространства, учёт стойких детских интересов  (в этом году конструкторы, детская кухня, мелкие игрушки лексических тем), также временые отрезки в режиме дня для свободной деятельности по личному выбору, способствуют объединению детей в любимые игры и занятия. Особенностью общих игр и занятий наших ребят в этом учебном году является объединение их вокруг любимого предмета – коробки с конструктором.  Коробка одна. Желающих много. Для нас это замечательная ситуация формирования опыта взаимодействия ребят. Именно в общем любимом деле можно показывать и подсказывать детям способы общения друг с другом. Именно тут можно наблюдать и позитивные и негативные моменты общения и поведения. Желание отобрать, выхватить, поломать в начале учебного года (особенно у детей с растройствами аутического спектра) хорошая школа выстраивания партнёрства детей и взрослых. Долгое время игры с конструктором были в поле нашего зрения. Реакции на высказывания детей, указания: «Попроси вежливо, поменяйся деталями, давай это сделаем без этой детали,  сядь с другой стороны, поменяйся местами, скажи не мне, а ребятам, Саше». В настоящее время дети умеют долгое время сотрудничать друг с другом, делиться игрушками, просить их, видеть эмоции своих товарищей, переживать ситуацию, решать её без нашей помощи. Анализируя это, можно сказать, что не надо много разных занятий. Нужно интересное занятие одно на всех, которое идёт с живым участием взрослого, в котором дети учаться чуствовать интересы другого человека, самостоятельно договориться, уступить или постоять за себя,  а затем переносить этот опыт в другие обстоятельства.

Информационные проекты социальной направленности «Как я провёл лето», «Читательский дневник», « Я путешествую», «Книжки-малышки», « Я и моя семья», которые мы ведём вместе с родителями четвёртый год, воспитывают у детей уверенность в себе, развивают интерес к познавательной деятельности, положительное отноше­ние к сверстникам и детскому саду, формируют адекватную са­мооценку. Результатами семейных проектов являются книжки, фотоальбомы, читательские дневники, альбомы детских рисунков и фотографий, которые обогащают предметную среду группы, формируют общее познавательное пространство с домом, расширяют кругозор ребёнка и родителей.

Также у каждого ребёнка в группе есть папка личных достижений. В ней собраны рисунки, поделки, рекомендации для работы с ребёнком дома. Всё это помогает реализовать принципы индивидуализации и социализации с детьми. Папки наших детей –это модель «Детского календаря». Сейчас  ФГОС ДО предлагает «Детский календарь», который служит основой образовательной деятельности в семье.

Динамичное и обновляемое помещение микроцентров групповой комнаты в соответствии с лексической темой недели формирует и накапливает социальный опыт детей, складывая индивидуальный опыт каждого воспитанника нашей группы.

  • Опыт принятия самостоятельных решений в различных ситуациях, в ситуациях нравственного выбора.
  • Опыт наблюдения позитивных и негативных образцов поведения.
  • Опыт успешной самореализации в познавательной, игровой, творческой и трудовой деятельности.
  • Опыт реализации в коллективной деятельности: опыт организатора, активного участника, помощника. Опыт сотрудничества.
  • Опыт применения полученных в образовательном процессе знаний, умений и навыков в повседневной жизнедеятельности.

Как складывается этот опыт? Ежедневно и ежеминутно из индивидуальных реакций: эмоциональных, коммуникативных, поведенческих взрослых и детей. Разные дети, разные реакции всех окружающих, разные типы поведения, а результат один – присвоение конструктивного опыта взаимодействия. Одни дети нуждаются в постоянном одобрении, поддержке, другие в ласке, а третьи в постоянном контроле и прямом воспитательном воздействии взрослого. А самое главное в работе с каждым это обращение к личному позитивному опыту общения и взаимодействия каждого (помнишь, как утром, вчера), подбадривание в успехе, подчёркивание действий по инициативе: ребёнок сам предложил поменяться, уступил место, стул, попросил о помощи.

 

Реструктуризация содержания образовательной деятельности. Создание индивидуального маршрута.

Содержание образовательной деятельности в настоящее время ФГОС реструктуризируется. Термин «реструктуризация» взят из экономики. По-русски сказать – это пересмотр способов образования и развития детей. Реструктуризировать содержание образования – это выделить те подходы, которые дадут больший результат, толчёк для развития каждой личности.

В современных условиях в моей работе это использование компьютерных презентаций по лексическим темам, видеосюжетов из жизни группы, игр-презентаций  по ознакомлению с окружающим и математике. Мы показываем детям записи утренников, фотографии прогулок, режимных моментов, праздников, игр. Также активно включаемся с детьми в совместные детсадавские мероприятия: просмотры спектаклей, участие в массовых праздниках: «День знаний», «Декада инвалидов», «Масленница», «День защитника Отечества», «День победы», «День защиты детей». Такой подход направлен на:

  • Обогащение эмоциональных представлений об окружающем мире.
  • Получение практического опыта деятельности.
  • Обучение принятию на себя роли: ведущего, участника, рассказчика, слушателя.
  • Развитие умения общаться со сверстниками.

 

Реструктуризация содержания предполагает использование метода  проектов. В своей практике работы мы осуществляли проекты:

«Какой сегодня день», «Как я провёл лето», «Новый год дома», «Читаю с мамой», «Я путешествую». Совместно с родителями создали проекты к 70-летию Победы: «Аллея Славы группы «Солнышко», «Герои моей малой Родины».

В этом учебном году мы вместе с дефектологом т воспитателем осущестляли длительный проект по подготовке к празднику мам. Были созданы выставки портретов «Моя любимая мама», «Наши папы», «Мама солнышко моё! Я подсолнушек её…». Дети под нашим руководством готовили сценки, давали интервью «Кто главный в твоей семье», «Домашние хлопоты мамы и папы».  Такое содержание образовательной деятельности помогает детям увидеть родителей, как носителей определенных социальных ролей, представляющих определенные профессиональные и личностные качества, гармонизирует детско-родительские отношения, создаёт общее комфортное пространство между родителями, детьми и педагогами.

Также  мы стараемся, как можно больше использовать любые бытовые ситуации для взаимодействия детей друг с другом, формирования коммуникативных навыков: во время дежурства по столовой, во время одевания, раздевания, умывания. Учим мальчиков внимательному отношению в девочкам. У одних желание,  у других умение помочь друг другу: завязать, застегнуть, собрать игрушки. Поощряем помощь и внимательное отношение детей к Валентине Степановне, Алиму.

В этом году стараемся обогатить содержание занятий коммуникативными играми, моделирующими ситуации жизни взрослых, разные бытовые и житейские ситуации.

Для  детей нашей группы написала индивидуальные программы образовательной деятельности, с содержанием учитывающим их физические и интелектуальные возможности.

 

Изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка

В настоящее время дошкольное образование понимается как осуществление ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Характер взаимодействия детей и взрослых личностно-развивающий и гуманистический;

Взрослый должен исполнять роль партнера, а не учителя!!!

Партнерская позиция заключается в нашей работе с детьми в бытовой ситуации, учебной деятельности,  игры в предложении : «Давайте сделаем…, попробуем». Такая позиция предполагает включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.

Индивидуализация в  работе может происходить одновременно на нескольких уровнях:

  • на всю группу детей
  • на подгруппы внутри группы
  • на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Она предполагает разноуровневое изложение материала, дефференцированые задания, дозированная помощь, индивидуальный опрос, индивидуализация домашних заданий, индивидуализация темпа обучения.

 

Эффективное взаимодействие дефектолога, логопеда, воспитателя и помощника воспитателя  с семьями воспитанников

Реализацию принципов социализации и индивидуализации можно на основе эффективного сотрудничества всех участников педагогического процесса в следующих современных формах взаимодействия:

  • «Солнечные вечёрки» для детей, родителей и педагогов
  • Групповой телефон
  • СМС почта
  • Электронная фоторамка
  • Распространение информации на флеш носителе
  • Выставки творчества детей и родителей к праздникам, тематическим неделям
  • Создание доступной среды для ребёнка с ОВЗ в туалетной комнате.

Создание благоприятных условий для  социализации и индивидуализации детей и родителей в  работе будет способствовать:

  • формированию социальной готовности у детей и родителей к школьному обучению;
  • разным формам социальной активности ребенка и его родителей;
  • передаче ценностей и норм общества, способствующих позитивной социализации детей.
  • комфортному пребыванию, общению и развитию для каждого ребёнка и его родителей.

Новикова Ольга Геннадьевана
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №442»
г.Нижний Новгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *