Особенности развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, сложные нарушения которой отмечаются у всех детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Эта проблема широко освещена в работах В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Р.И. Спировой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др. Авторы указывают на то, что у детей данной категории отмечается различные нарушения связной речи [3, 6, 11, 36, 44, 49].

Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Кроме того, наличие вторичных отклонений в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и др.) также создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

Согласно материалам исследования советского филолога А.Н. Гвоздева и его последователей, современный ребенок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; легко строить сложные развернутые предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; легко воспроизводить многосложные слова; объем словарного запаса должен составлять примерно 6000 – 8000 слов [4].

Однако совсем иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произношения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) [16, 36, 46, 49].

Результаты исследования, проведенные в секторе логопедии НИИ дефектологии под руководством профессора Р.Е. Левиной, показали, что речевое недоразвитие у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В связи с этим в современной логопедии существует условное деление речевого развития на три уровня [16].

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражания, звуко-комплексов. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.

В речи дошкольников преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов.

Как отмечает В.П. Глухов, фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения [6].

На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, вести беседу со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью также практически не владеют. Они пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов [16].

При третьем уровне речевого недоразвития дошкольники уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, сложные конструкции дошкольниками почти не употребляются.

Демидова Анастасия Александровна
Студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Тульская область, Заокский район, поселок Сосновый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *