Особенности развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, сложные нарушения которой отмечаются у всех детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Эта проблема широко освещена в работах В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Р.И. Спировой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой и др. Авторы указывают на то, что у детей данной категории отмечается различные нарушения связной речи [3, 6, 11, 36, 44, 49].
Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Кроме того, наличие вторичных отклонений в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и др.) также создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Согласно материалам исследования советского филолога А.Н. Гвоздева и его последователей, современный ребенок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; легко строить сложные развернутые предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; легко воспроизводить многосложные слова; объем словарного запаса должен составлять примерно 6000 – 8000 слов [4].
Однако совсем иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произношения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) [16, 36, 46, 49].
Результаты исследования, проведенные в секторе логопедии НИИ дефектологии под руководством профессора Р.Е. Левиной, показали, что речевое недоразвитие у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В связи с этим в современной логопедии существует условное деление речевого развития на три уровня [16].
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражания, звуко-комплексов. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.
В речи дошкольников преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов.
Как отмечает В.П. Глухов, фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения [6].
На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, вести беседу со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью также практически не владеют. Они пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов [16].
При третьем уровне речевого недоразвития дошкольники уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, сложные конструкции дошкольниками почти не употребляются.
Демидова Анастасия Александровна
Студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Тульская область, Заокский район, поселок Сосновый