Театрализованная игра как метод коррекции минимальных речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В последнее время за логопедической помощью чаще всего стали обращаться дети с минимальными нарушениями речи.
А.М. Шацкова в статье «Сравнительный анализ минимальных нарушений производительной стороны речи у детей дошкольного возраста» приводит такие данные исследования.
Были выявлены значительные трудности при повторении серии слогов, отмечались ошибки. Фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления были не сформированы у большинства детей.
У детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи выявлено три вида речевых нарушений:
- дислалия
- минимальное проявление дизартрии
- сочетанная речевая патология дизартрии и алалии.
Подобные нарушения отмечает и Р.Е. Левина, на фоне относительно развернутой речи у детей с минимальным недоразвитием речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Особенности формирования связной речи у дошкольников с минимальным недоразвитием речи представляют собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно- следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
В самостоятельных высказываниях детей изучаемой категории очень часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ, перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к раннее сказанному. С большим трудом детям с данным нарушением дается творческое рассказывание.
Одним из решений вышеперечисленных проблем может стать театрализованная игра.
Театрализованная игра –процесс в котором происходят осмысления ребенком литературного произведения, ребенку понятна и естественна сама ситуация игры. Следовательно создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованная игра позволяет заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить. Игра развивает творческое воображение, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формирует внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Л.С. Фурмина считает, что театрализованные игры — это игры- представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы. Каждый ребенок в данном виде игры может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Воспроизводя текст, ребенок учится грамотно строить предложения, тренируется в употреблении слов, более подходящих к той или иной ситуации, что является важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Коллективный характер театрализованной игры позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.
Театрализованная развивающая среда для ребенка с общим недоразвитием речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других); предупреждению вторичных отклонений (целенаправленному социально- эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими).
Таким образом, театрализованная деятельность – это источник всестороннего развития ребенка и его творческих способностей. Она оказывает всестороннее влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста прежде всего, развивает связную монологическую и диалогическую речь, расширяет словарный запас, обогащает представлениями об окружающем, способствует совершенствованию лексико-грамматической и фонематической сторон речи.
Сыщикова Татьяна Сергеевна
Студентка КГУ, Специальное (дефектологическое) образование
г. Курган, Курганская область