Конспект занятия по обучению пересказу «Добрая береза»
Цель: учить пересказывать текст используя зрительную опору – картинный план.
Программное содержание:
- активизировать словарный запас по теме: « Деревья»,
- закреплять умение использовать в речи предлоги « между», « около»,
- учить словообразованию относительных прилагательных от существительных,
- закрепить умение подбирать слова – антонимы,
- развивать логическое мышление, слуховое восприятие и память.
Оборудование: схема для пересказа ( серия картинок ), текст « Добрая береза», демонстрационные картинки различных деревьев, картинки веточек деревьев разных пород.
Ход.
- Орг.момент: дети стоят в кругу ,Л/д предлагает игру
« Повтори и назови одним словом»
Береза, осина, дуб – это… (деревья)
Ромашка, василек, одуванчик -…
Комар, пчела, жук — …
Кукушка, ласточка, голубь- …
Заяц, лиса, кабан — …
Сирень, шиповник, орешник- …
Подберезовик, сыроежка, опенок — …
- Д/и « Найди дерево»
На доске картинки разных деревьев (дуб, осина, сосна, ель, рябина, клен и т.д)
Л/д: Ребята, мы с вами очутились в лесу. Расскажите, какие деревья вы видите в лесу (дети перечисляют названия деревьев). А теперь каждый выберет понравившееся дерево и скажет, как нам его отыскать, где оно растет.
Образец: Береза растет между елью и рябиной.
Сосна стоит около клена.
- Д/и « Найди пару»
Л/д: В лесу подул сильный ветер и с деревьев упали веточки. Поднимите эти веточки и скажите кому какая веточка досталась.
Образец: У меня ветка упала с липы – это липовая веточка.
- Д/и « Назови части дерева»
Л/д: Ребята, какие части есть у каждого дерева. Назовите(корень, ствол, ветви, листья, почки)
- Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалоь деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
- Д/и « Наоборот»
Л/д: Ребята, помогите придумать слова – наоборот
Дерево большое – маленькое.
Ствол высокий — ….
Ветка толстая — …..
Корень длинный — …
- Загадка: Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Л/д предлагает детям послушать рассказ.
Добрая береза.
Стоит на лесной опушке береза. Дятел пробил в коре березы дырочку, Он напился березового сока и улетел. Чистые крупные капли сока упали на землю. Прилетели птицы. Закружились вокруг березы бабочки. Пришли рыжие муравьи. Всех угостила вкусным соком добрая береза. ( по Л.Ефименковой)
Вопросы по содержанию: ( при ответах выставляются картинки)
- Какое дерево стояло на лесной опушке?
- Что такое «лесная опушка»?
- Что сделал дятел?
- Зачем он сделал дырочку?
- Что случилось после этого?
- Кто еще напился березового сока?
- Как заканчивается рассказ?
- Почему береза добрая?
- Повторное чтение. Пересказ с опорой на картинки.
- Итог.
Мошкина Анна Юрьевна
учитель — логопед МДОУ «Детский сад №176»
г. Ярославль