Технология коррекции бокового сигматизма шипящих звуков: «ш», «ж» без привлечения физиотерапии

На практике очень часто приходится встречать детей с дизартрическими расстройствами речи, проявлением которого является нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм группы шипящих звуков «ш», «ж».

Трудность коррекции бокового сигматизма заключается в отсутствии оказания медикоментозной и физиотерапевтической помощи ребенку в силу различных причин. Одной из которых является нежелание родителей воспитанника массового детского сада посетить по рекомендации логопеда таких специалистов, как: невропатолог, физиотерапевт. В результате чего, ребенок остается без должного объема оказываемой ему помощи.

Дизартрия — нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата [1].

При данном виде нарушения звукопроизношения ребенок не может по речевой инструкции логопеда или по подражанию правильно или приближенно к принятому звуковому эталону произнести коррегируемый звук. Поэтому необходимо выбрать опосредованный путь коррекции бокового сигматизма группы шипящих звуков: «ш», «ж». При этом зачастую дети с дизартрией, на первый взгляд, правильно выполняют такие заданные логопедом артикуляционные уклады, как: «Чашечка», подъем языка, «Грибок», «Лошадка» (цокание языком), «Вкусное варенье», «Парус» и т. д. Но качество выполняемых движений несколько снижено: язык недостаточно широкий при подъеме, боковые края языка не прижимаются к зубам, отмечается тремор, саливация, синкинезии. Принятый артикуляционный уклад ребенок не может удержать во время произнесения шипящих звуков: «ш», «ж».

Так как в симптомокомплекс при дизартрии входит такое нарушение, как некоординированность артикуляционных тонких движений, изменение мышечного тонуса. У некоторых детей при наличии бокового сигматизма развиты навыки правильного произношения группы звуков-соноров: «р», «рь». Однако, при автоматизации звука «ш» даже на уровне слов отмечается пропуск соноров: «р», «рь». Причиной данного явления, на мой взгляд, является: нарушение переключения с одной позиции языка на другую, несформированность целенаправленной воздушной струи. Очень часто вкупе с боковым сигматизмом шипящих звуков нарушенными являются свистящие звуки: «с», «сь», «з», «зь», «ц».

В первую очередь при коррекции звукопроизношения назначается медикоментозная и физиотерапия. Но оказавшись на логопункте при массовом детском саде, столкнулась с трудностью — зачастую родители не находили времени, чтобы обратиться к указанным специалистам.

 

ПОЭТОМУ, В ПОДОБНЫХ СЛУЧАЯХ ПРИБЕГАЛА К СЛЕДУЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ БОКОВОМ СИГМАТИЗМЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

  1. Выработка правильных артикуляционных укладов при выполнении артикуляционной гимнастики. С детьми отрабатывались следующие положения языка:

Подъем широкого языка, положить на верхнюю губу, удержать в указанной позиции, вернуться в исходное положение. Повторить несколько раз. При этом нужно обращать внимание на тремор. Если наблюдается, прекратить выполнение.

Далее продолжать работать над верхнем положением языка — удерживать широкий язык за верхними резцами. Обращать внимание на положение боковых краев языка.

Аналогичная работа, только язык заводим несколько назад, вглубь ротовой полости. Во всех перечисленных выше заданиях необходимо обращать внимание на качество выполнения: удержание положения под заданный счет, количество повторений, состояние мышечного аппарата языка (язык расслабленный, широкий, боковые края активные). Кроме того, нужно проводить упражнения, направленные на выработку плавного переключения языка с одной позиции на другую.

  1. При попытке поставить звук от артикуляционного уклада ребенок возвращается к искаженному варианту произношения. В таких случаях использую логопедические зонды — зонд для постановки шипящих звуков. Несколько приподняв кончик языка с помощью зонда, прошу ребенка произнести звук «т» (как правило, у детей-дизартриков произношение звуков «д», «т» из нижнего положения) и подуть. В данном случае получается утрированное произношение звука «т» похожее на «ш». Используя зонд закрепляем правильное положение языка при произношении шипящего звука «ш». Далее переходим к закреплению позиции языка и произношения на уровне слогов, продолжая пользоваться зондом. Параллельно развиваем фонематический слух: выделяем заданный звук на уровне слогов и слов. Поняв, что ребенок может удержать язык в нужном положении, прошу произнести его звук «ш» в чистом виде, а не от звука «т», используя логопедический зонд. Таким образом проводим еще пару занятий. За это время ребенок привыкает к новому правильному варианту произношения, в итоге- меньше переживает из-за того, что может не получиться.
  2. Следующим этапом в коррекции произношения будет — автоматизация звука без использования зонда на уровне слогов и слоговых цепочек. Примеры слогов: открытые, закрытые, со стечением согласных. Повторение слоговых цепочек, содержащие звук «ш», содействуют не только автоматизации произношения, но и развивают фонематический слух. Кроме того, можно вести работу над ритмом — проговаривать слоги с выделением интонационно одного из них.
  3. Автоматизация звука «ш» на уровне слов. Отрабатываем произношение звука в начале слова, в конце, середине слова, при стечении с согласными. Параллельно ведем работу над развитием фонематических процессов, навыков слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза. Не забывать отрабатывать воздушную струю. При произношении изолированного звука и в слогах.
  4. Дойдя до автоматизации на уровне слов, переходим к постановке звука «ж». Анализируем положение органов артикуляциии при произношении, развиваем воздушную струю. Дальнейший алгоритм работы над звуком такой же, как и при работе со звуком «ш». Обращаем внимание ребенка на различия произносительных и акустических признаков.
  5. Отводим достаточное количество занятий на закрепление произношения на уровне связной речи: предложение, рассказ. Учим детей предложение анализировать: количество слов, наличие предлогов, последовательность слов в предложении, деление слов на слоги, определение положения заданного звука в слове. Работа с деформированным текстом и предложением.

Таким образом, вполне возможно поставить нарушенные звуки при дизартрии, не используя медикоментозную и физиотерапию.

 

Литература:

  1. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-448 с.

ГКУСО «Ставропольский социальный
приют для детей и подростков «Росинка»
учитель-логопед Крамаренко Анастасия Руслановна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *