Современное научное представление о дизартрии и ее коррекции
Достаточно распространенным тяжелым речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия. Она зачастую сочетается с другими сложными речевыми расстройствами (заиканием, фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР), общим недоразвитием речи (ОНР) и другими). Данная речевая патология проявляется в дефектах фонематического и просодического компонентов речевой функциональной системы родного языка и возникает в результате микроорганического поражения головного мозга, которое ведет за собой нарушение иннервации артикуляционного аппарата, нарушение мышечного тонуса речевой и мимической мускулатуры.
Основные симптомы дизартрии:
- Ограниченная подвижность и слабость речевой, жевательной и мимической мускулатуры (например, ребенку сложно «надуть» щёки, есть твёрдую пищу);
- Смазанная, нечёткая речь, «каша во рту» (нарушено произношение всех групп звуков, часто присутствует «говорение в нос»);
- Тихий и слабый, или, наоборот, резкий голос;
- Нарушенное речевое дыхание, отсутствие плавности речи, нарушение темпа речи (он может быть замедлен или ускорен);
- Нарушена интонация в речи: речь невыразительная, часто монотонная, отсутствует логическое ударение в предложении;
- Нарушено распознавание звуков на слух вследствие дефектов произношения;
- Общая двигательная «неуклюжесть», неловкость;
- Низкий уровень развития мелкой моторики (это проявляется в неумении завязывать шнурки, рисовать и т.д.)
Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят. При выраженной дизартрии рекомендован логопедический детский садик и коррекционная школа. Однако, чем раньше была выявлена дизартрия, и были предприняты соответствующие меры по её коррекции, тем больше вероятность, что психика ребёнка успеет компенсировать нарушение, а значит – ребёнок пойдет по общеобразовательному маршруту.
Лысенко Светлана Анатольевна
Учитель-логопед, МБДОУ МО Детский сад №211
г. Краснодар