Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя на тему «Зимующие птицы»
Цель:
- Закрепить названия зимующих птиц;
- Активизация словаря существительных, прилагательных и глаголов по лексической теме: «Зимующие птицы»;
- Закрепить названия частей тела птицы;
- Развитие координации речи с движением;
- Развитие слухового внимания и чувства ритма;
- Образование прилагательных противоположного значения;
- Образование имен существительных во множественном числе;
- Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями;
- Развитие внимания, мышления, памяти;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие дыхания;
Оборудование:
Компьютер, кормушка, шарики «су-джок», картинки с изображением зимующих птиц, синица, перышки, поднос.
Ход занятия:
Организационный момент «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» — сказали (хором здороваемся)
(Дети садятся на стулья)
Логопед: Какое сейчас время года? (зима)
Что происходит зимой? (Идёт снег, дует ветер)
Какая зима? (Красивая, снежная, холодная)
А вы любите гулять зимой? (да)
Давайте мы все вместе отправимся в зимний парк. Сначала мы все вместе произнесем волшебные слова.
«1,2 Покружись в зимнем парке окажись»
Презентация «Зимующие птицы» (Все задания дети выполняют на фоне демонстрации презентации).
Ребята, мы с вами оказались в зимнем парке. Посмотрите вокруг. А, что вы слышите? (ответы детей). Да, это пение птиц.
Файл 1. Зимний парк (аудиозапись с пением птиц)
Ребята, каких зимних птиц вы знаете? Дети называют зимующих птиц, а логопед демонстрирует иллюстрации. Файл 2. Зимующие птицы. (Это…) Молодцы! Вы вспомнили и назвали много зимующих птиц.
Файл 3. Давайте поиграем в игру «Один-много». Это воробей, а это воробьи и т.д.
Файл 4. Дидактическая игра «Назови ласково». Воробей-воробышек и т.д.
Файл 5. Дидактическая игра «Жадина». Чей воробей? Мой воробей и т.д.
Динамическая пауза «Птички»
Ну-ка, птички, полетели, (имитация движений птиц)
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Пёрышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели!
Файл 6. Ребята, посмотрите на экран и ответьте. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Воробей маленький, а ворона какая? И т.д.
Файл 7. Дидактическая игра «Кто, что делает?» А, что делает ворона? (логопед включает аудиозапись звуков птиц) Каркает и т.д.
Файл 8. Пальчиковая игра с использованием су-джок.
Птичка веток собрала, (прокатывание шарика по часовой стрелке между ладонями)
Себе гнёздышко свила,
И снесла яичко птичка- невеличка.
Ты зимой ей помоги
И синичку покорми!
Подведение итогов. Каких птиц мы с вами встретили в зимнем парке? А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
«1,2 покружись, Снова в группе окажись!»
Куделина Ирина
учитель-логопед, ГБОУ С(к)ОШИ V вида
г. Улан — Удэ