Знакомство со звуком «Р». Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста
Форма занятия: подгрупповая
Цель: познакомить со звуком [р], закрепить навык правильного произношения.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: формирование правильного артикуляционного уклада [р], закрепление навыка правильного произношения звука [р] в слогах, словах;
- Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, учить определять позицию звука [р] в словах, формирование навыков слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия; обогащение и активизация словарного запаса.
- Коррекционно-воспитательная: воспитывать вежливость, усидчивость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование:
Картинка собаки, картинки, в названии которых слышится звук [р], домик с тремя окошками, наборное полотно.
Ход занятия
- Организационный момент.
Проведение комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука [р]: «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Покусать язычок», «Почистим верхние зубки», «Маляр», «Кто дальше загонит мяч», «Барабанщики», «Приклей конфетку», «Лошадка», «Грибок».
- Знакомство со звуком [р].
— Послушайте внимательно предложение.
КРАСИТЬ КОМНАТЫ ПОРА
ПРИГЛАСИЛИ МАЛЯРА.
— Какой звук в нем часто слышится?
— Звук [р].
- Сообщение темы занятия.
— Наше сегодняшнее занятие будет посвящено этому звуку. Символ звука [р] – громко рычит собака р-р-р-р ( показ картинки). Давай вместе порычим: р-р-р-р.
- Дидактическая игра «Поймай звук».
— А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть слоги, а вы, когда услышите звук [р], хлопните в ладоши.
РА, АЛ, РИ, ЛО, АР, УР, ЛУ, РЮ.
— А теперь давайте поиграем также, только со словами.
РАК, РЕПА, ЛАМПА, МОРОЗ, ЧЕМОДАН, РЕСНИЦЫ, ТОПОР, ПАР.
— Молодцы, справились с заданием.
- Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
— А сейчас поиграем в волшебников. Одни слоги мы будем превращать в другие.
РА – АР РУ – УР АР – РА РО – ОР
УР – РУ ЫР – РЫ ОР – РО РЫ – ЫР
- Дидактическая игра «Веселый поезд».
— Посмотрите на картинки. Разложите их на три группы, постройте из картинок вагончики. В первом вагончике будут ехать картинки со звуком [р] в начале слова, во втором вагончике – картинки со звуком [р] в середине и в третьем вагончике – картинки со звуком [р] в конце слова.
- Рысь, рыба, рубашка, рак.
- Корыто, баранка, карандаш, фартук.
- Комар, шар, самовар топор.
— Поезд прибывает в лес. Дети, вспомните и назовите животных и птиц, в названии которых есть звук [р].
— Рысь, крот, тигр, грач, ворона, воробей, скворец.
— А теперь придумайте к любому понравившемуся слову слово-признак.
— Красный помидор, горячий самовар, вкусная баранка.
- Звуко – слоговой анализ слов.
— Сейчас я назову вам слово целиком, а вы произнесите мне его по звукам. Итак, слово «РАДУГА»
— [р], [а], [д], [у], [г], [а].
— Сколько звуков в этом слове?
— 6 звуков.
— Сколько гласных?
— Три гласных звука.
— А сколько согласных звуков?
— Три согласных звука.
— Сколько слогов в этом слове?
— 3 слога.
— Какой первый слог? Второй, Третий?
— [РА], [ДУ], [ГА].
- Чтение стихотворения.
— Я прочитаю сейчас стихотворение С. Маршака «Радуга». Слушайте внимательно.
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза,
Грома нет, трава блестит
В небе радуга горит!
— Назовите слова со звуком [р], которые вы запомнили из этого стихотворения.
— Гром, трава, радуга, гроза, закрывай.
— Молодцы, все слова назвали.
- Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
(загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно).
- Автоматизация звука [р] в словах.
— Вспомните как можно больше слов со звуком [р] по заданному первому слогу.
РА – кушка; — ма; — дуга; — стение.
РО – за; — ща; — машка; — динка.
РУ – ка; — чей; — баха; — салка.
РЫ – ба; — бак; — сь; — нок.
- Дидактическая игра «Рассыпалось слово».
— Сегодня в форточку к нам залетел игривый ветерок и мое слово рассыпалось. Помогите мне его опять составить. Какое слово можно составить из букв [А], [Р], [К] [Р], [С], [Ы].
— РАК, КАР, СЫР.
- Итог занятия.
— О каком звуке мы сегодня говорили?
— О звуке [р].
— Что вам понравилось сегодня на занятии?
— Играть, слова составлять.
— Молодцы!
Мандаровская Галина Сергеевна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №3 «Ивушка»
п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области