Автоматизация звука Р

Цель:

  1. закрепление и автоматизация звука [р] в словосочетаниях и предложениях, с элементами логоритмики.
  2. Развитие слухового внимания и зрительно – моторной координации.
  3. Развитие соматогнозиса, изучение названий частей тела и лица, элементы самомассажа.

 

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [р] в словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую моторику и артикуляционный праксис;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа;
  • развивать  и расширять словарный запас;
  • развивать навык ориентировки с использованием предлогов и/или наречий;
  • развивать зрительное и слуховое внимания, память, мышление;
  • развивать интерес к речевым играм.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
  • воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование: ортоковрики, музыкальная колонка, клей, пластмассовый молоток, фонарик, колпачки пяти цветов, соответствующих изображениям на карточках или предметы-заместители колпачков; звоночек, не цветная, ламинированная ракета, с прорезанным окошком, цветные ламинированные ракеты, фонарик

Картинный материал: робот, рубашка, ручка, ролики, руль, роза, рукавицы, радио, рыба, ракушка, ракетка, рак, рация, рога, коробка, рамка, морковь, рука, корзина, карета, пирамида, ракета, перчатка.

Авторские пособия учителя – логопеда Яркиной Е.Н. по автоматизации звуков: «Ракета» для автоматизации звука «Р», «Передвижки»,«Звуковые колпачки».

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Кто пришел?

Ребенок: Я, прикладывая ладонь к груди, называя свое имя.

Логопед: Хлопай по ладошке, беги на дорожку.

Ребенок стоит на круговой дорожке из ортоковриков. Специалист включает песенку «На занятие иду». Ребенок идет, когда слышит музыку, и останавливается, когда музыки нет.

«Стихотворение — приветствие»

Ладошка по ножке
Хлопает немножко
Ножка по ножке
Постучит немножко.
Ручку поменяю,
Движенье повторяю. (повторение первой части).
Наши ручки щечки трут,
Наши ручки ушки мнут,
носик пощипаем,
Занятие начинаем.

Мотивационно – организационный этап

Логопед обращается к ребенку:

Макар, посмотри, сегодня к нам прилетел с планеты Уран робот Рома. Оказывается, он не умеет правильно произносить звук «Р». Давай научим Рому правильно произносить этот звук и играть в речевые игры для звука «Р».

 

  1. Дидактическая игра «Передвижки».

Автоматизация звука «Р» в начале слова в позиции прямого слога

Ход игры:

Не цветная ламинированная ракета, с прорезанным окошком, ребенок вставляет туда полоску, на которой изображены картинки со звуком «Р», он начинает двигать эту полоску, произнося: «У робота в ракете рация» и т.д.

-Посмотри, робот Рома хочет полететь на Луну и с собой взять некоторые вещи. Давай узнаем, что он хочет взять с собой, и поможем сложить эти предметы в ракету.

Ребенок берет макет ракеты с прорезанным окошком, в который вставлена полоска с картинками, двигая полоску, ребенок произносит предложение…

— Ты очень хорошо справился с этим заданием.

  1. Дидактическая игра «Звуковые колпачки»

Ход игры:

Перед ребенком 5 цветных колпачков и звонок. Логопед предлагает ребенку карточку с подборкой картинок на автоматизируемый звук. Ребенок анализирует взаимное расположение нарисованных предметов. По сигналу педагога, либо он сам нажимает на звонок, начинает выкладывать конструкцию из цветных колпачков по аналогии с расположением предметов такого же цвета. Закончив, ребенок нажимает на звонок. Затем логопед называет цвет колпачка, либо ребенок сам называет и затем называет предмет, нарисованный этим цветом.

Для усложнения можно задать последовательность из 2-3 и более цветов, ориентируясь на возможности ребенка.

  1. Динамическая пауза с использованием песенки «Мою уши, мою лоб»

Работаем над модуляцией голоса, развиваем длительность речевого выдоха, развиваем тактильные ощущения.

Вы, ребята, не зевайте!
Щечки мылом умывайте,
Мойте уши, мойте лоб,
Мойте спину и живот.

Вот намылена рука «а» (гладим левую ладошку, «а» короткий звук);
Вот намылена рука «ааа» (гладим левую руку от ладошки до локтя, звук «а» длиннее);
Вот намылена рука «аааааа» (гладим левую руку от ладошки до плеча, звук «а» самый длинный);

Затем повторяем все с правой рукой.

Я намылю две ноги «и» (гладим правую и левую ноги, звук «и» короткий);
Я намылю две ноги «иии» (гладим правую и левую ноги до коленей, звук «и» длиннее);
Я намылю две ноги «ииииии» (гладим правую и левую ноги до стоп, звук «и» самый длинный).

  1. Дидактическая игра с фонариком «Ракета»

Ход игры:

— Наш гость очень любит летать на разные планеты со своими друзьями роботами. Они к нам прилетели и с собой в ракетах привезли разные предметы, давай возьмем с собой фонарик и посмотрим, что же они с собой привезли.

Ребенок светит фонариком с обратной стороны ракеты и видит изображения, называет их.

Ты очень хорошо справился с этим заданием.

  1. Дидактическая игра «Один — много».

Ход игры:

-Робот Рома привез с собой картинки, но так как он с другой планеты, то совершенно не знает названий этих картинок. Робот дает тебе картинку с изображением одного предмета, а ты находишь картинку, где этих предметов много, и говоришь, как это будет называться. Задание непростое на самом деле, когда будем выкладывать картинки, нам надо делать определенные упражнения, например, единственное число «трубочка» – множественное упражнение «улыбочка».

  1. Итог занятия.

-Макар, ты сегодня хорошо поработал, ясно и четко произносил звук [р] в словосочетаниях и предложениях. Наш гость очень доволен, что ты ему помог научиться говорить звук [р]. И за это он приготовил тебе сюрприз – он подарит тебе ракету, на которой прилетел его друг робот.

 

Список используемой литературы:

  1. О.А. Тарасова, Ю.А. Чернышева, Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта, — М. Издательство Перо,2021
  2. О.А. Тарасова, Ю.А. Чернышева, Речевая слуховая агнозия. Теория и практика, — М. Издательство Перо,2021
  3. Пособия учителя – логопеда Яркиной Е.Н. для автоматизации звуков https://vk.com/logo_domik

Волгужова Марина Николаевна
учитель – логопед, СПДС «Колосок» ГБОУ СОШ
с. Жигули, м.р. Ставропольский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *