Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно — воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателя.
Основная задача коррекционной работы педагогов – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях группы для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Строится работа с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.
Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя
Задачи логопеда:
- Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
- Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
- Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.
- Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.
Задачи воспитателей:
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
- Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).
- проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
- Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.
Основные направления в работе логопеда и воспитателя
В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:
- коррекционно-воспитательное
- общеобразовательное
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:
- принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
- принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
- принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
- принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
- принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи
Формы совместной работы
- совместное комплексно-тематическое планирование
- обмен информацией, обсуждение достижений детей
- личные контакты, беседы
- консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции)
- практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
- совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
- оформление методических копилок, памяток, родительского уголка
Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе.
Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Моментально и незамедлительно. Уместно использовать такие слова как «неверно», «неправильно», «не так сказал». Во время НОД лучше привлекать к исправлению ошибок всех детей группы, для формирования слежения за речью других. В том случае, если ошибка не может быть исправлена самим ребенком или товарищем, тогда воспитатель должен сам исправить ребенка.
Рыжкова Екатерина Евгеньевна
учитель-логопед МОАУ «СОШ № 24 г. Орска»
г. Орск, Оренбургская обл.