Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация А-Я» (для учащихся 1-2 классов)

Цели:

  • Коррекционно-образовательная: совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я и буквы их обозначающие, выделение данных звуков из слогов, слов.
  • Коррекционно-развивающая: развитие функций фонематического слуха, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука, расширение словарного запаса, развитие самоконтроля: зрительного, тактильного и слухового.
  • Коррекционно-воспитательная: развитие умения владеть собой, уверенности в своих силах.
  • Оборудование: магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?

Подготовимся к работе:

  • Массаж лица
  • Мимическая гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка, отрабатывается воздушная струя.
  • Работа по дифференциации ротового и носового выдоха.
  • Соединим согласный звук П с гласной А,Я.

Какие слоги получились? Как звучит согласный звук перед А, Я?

  1. Сообщение темы урока: 

Построим слоговой ряд Па-пя-па.

Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А, звуки , которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Гласная А, Я» 

  1. Сравнительный анализ звука и буквы.

 При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка  сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.

Звук А на письме обозначается буквой Ф. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А протяжно, отрывисто, с паузой. Какую разницу почувствовали при произношении  звука Й? (ответы детей)

Сегодня я получила письмо от белочки и дятла. Они Вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.

Задание №1

Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан. Как одним словом назвать каждую группу предметов? Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А,Я?

Внимательно посмотрели на доску, прочитали сегодняшнее число и месяц. Делим слова на слоги, на грамотное письмо (отделяем открытый слог от согласного звука по схеме: ○↔). Выделяем опасные места.

Ягодка по ягодке
Ягодка по ягодке
Дело продвигается,
Ягод убавляется.

Задание № 2

Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.

Физ.минутка

Поменяй местами в слове гласную А на гласную Я.
Мал, рад, завал, сад. Что вы интересного заметили? Может ли одна буква поменять смысл слова?

Загрустила буква Я, призадумалась и А.

Помогите им друзья записать слова все с Я.

Пряник, клякса, печка, вишня. Проверим, так ли у вас получилось? Должно быть 3 слова.

Используя слова плакса, клякса  проговорим скороговорку:

Валя плакса, в тетради клякса.

Задание № 3

Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.

( А      АА,        А      ЯА.)

Сколько слов в этом предложении?

Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?

Кто знает, тот руку поднимает!

 

Работа над словообразованием:

Определи детенышей.

Белка прыгала к….                       Выдели ударный звук, назови орфограмму.

Лось шагал к своим….                       (ча-ща)

Торопился волк к

А лиса неслась к……

 

Работа над деформированным предложением:

Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в.  (Таня и Оля играли в мяч на лужайке)

Составление схемы предложения по разрезным карточкам.

Итог. Чему мы учились?

Работа со слоговой таблицей. Расшифровка. 69-68-24 + Ц = МОЛОДЕЦ!!!!!

 

А Е И 0 У Ы ю       Я
БА 1 БЕ 21 БИ 41 БО 61 БУ 80 БЫ 100 БЮ 117 БЯ 133
ВА 2 BE 22 ВИ 42 ВО 62 ВУ 81 ВЫ 101 ВЮ 118 ВЯ   134
ГА 3 ГЕ 23 ГИ 43 ГО 63 ГУ 82 ГЫ 102 ПО 119 ГЯ   135
ДА 4 ДЕ 24 ДИ 44 ДО 64 ДУ 83 ДЫ 103 дю 120 Дя  136
ЖА 5 ЖЕ 25 жи 45 жо 65 ЖУ 84 104 жю 121
ЗА 6 ЗЕ 26 зи 46 зо 66 ЗУ 85 ЗЫ 105 зю 122 Зя   137
КА 7 КЕ 27 ки 47 ICO 67 КУ 86 КЫ 106 кю 123 Кя   138

 

ЛА 8 ЛЕ 28 ли 48 ло 68 Л У 87 лы 107 лю 124 Ля   139
МА 9 ME 29 ми 49 МО 69 МУ 88 мы 108 мю 125 Мя  140
НА 10 НЕ 30 ни 50 но 70 НУ 89 ны 109 ню 126 Ня  141
IIA 11 1IE 31 ни 51 по 71 11У 90 111)1 110 шо 127 Пя  142
РА 12 РЕ 32 РИ 52 РО 72 РУ 91 РЫ 111 РЮ 128 РЯ  143
СА 13 СЕ 33 СИ 53 со 73 СУ 92 сы 112 сю 129 Ся   144
ТА 14 ТЕ 34 ти 54 то 74 ТУ 93 ты 113 по 130 ТЯ   145
ФА 15 ФЕ 35 ФИ 55 ФО 75 ФУ 94 ФЫ 114 ФЮ 131
ХА 16 ХЕ 36 хи 56 хо 76 ХУ 95 хы 115 хю 132
ЦА 17 ЦЕ 37 ци 57 цо 77 цу 96 цы 116
ЧА 18 ЧЕ 38 чи 58 чо 78 ЧУ 97
ША 19 ШЕ 39 ши 59 шо 79 ШУ 98
ЩА 20 ЩЕ 40 щи 60 ицу 99

Гольдер Алина Васильевна
учитель-логопед МБОУ СОШ № 6
г. Ноябрьск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *