Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация А-Я» (для учащихся 1-2 классов)
Цели:
- Коррекционно-образовательная: совершенствовать навык дифференциации звуков А-Я и буквы их обозначающие, выделение данных звуков из слогов, слов.
- Коррекционно-развивающая: развитие функций фонематического слуха, овладение навыками кинетического анализа на основе правильной артикуляции звука, расширение словарного запаса, развитие самоконтроля: зрительного, тактильного и слухового.
- Коррекционно-воспитательная: развитие умения владеть собой, уверенности в своих силах.
- Оборудование: магнитные предметы, звуковые линейки, слоговые таблицы, зеркала, наглядные пособия.
Ход урока:
- Организационный момент:
Сядет тот, кто ответит на вопрос чем отличается гласный звук от согласного звука? В каком случае гласная буква Я может обозначать 2 звука? Где в слове могут находиться гласные звуки и буквы?
Подготовимся к работе:
- Массаж лица
- Мимическая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка, отрабатывается воздушная струя.
- Работа по дифференциации ротового и носового выдоха.
- Соединим согласный звук П с гласной А,Я.
Какие слоги получились? Как звучит согласный звук перед А, Я?
- Сообщение темы урока:
Построим слоговой ряд Па-пя-па.
Догадайтесь, над какими звуками мы будем сегодня работать? Будем учиться различать буквы А, звуки , которые они обозначают. Тема сегодняшнего урока: «Гласная А, Я»
- Сравнительный анализ звука и буквы.
При произношении звука А челюсть опущена, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов. Буква Я обозначает 2 звука ЙА. При произнесении Й кончик языка касается нижних зубов, спинка языка сильно напряжена, приподнята, голосовые связки работают.
Звук А на письме обозначается буквой Ф. Буква Я может обозначать 1 или 2 звука. Приготовьте зеркала, произнесите звук А протяжно, отрывисто, с паузой. Какую разницу почувствовали при произношении звука Й? (ответы детей)
Сегодня я получила письмо от белочки и дятла. Они Вам передали гостинец. Он не простой, с заданиями. Попробуйте с этими заданиями справиться.
Задание №1
Распределите предметы на 2 группы: ананас, яблоко, арбуз, вишня, клубника, банан. Как одним словом назвать каждую группу предметов? Правильно, это ягоды и фрукты. В каких словах встречается А,Я?
Внимательно посмотрели на доску, прочитали сегодняшнее число и месяц. Делим слова на слоги, на грамотное письмо (отделяем открытый слог от согласного звука по схеме: ○↔). Выделяем опасные места.
Ягодка по ягодке
Ягодка по ягодке
Дело продвигается,
Ягод убавляется.
Задание № 2
Ребята, прочитайте слово, написанное на доске ЯГОДА. Определите количество букв, звуков, слогов в слове, поставьте знак ударения. Разделите слово на грамотное письмо, с помощью звуковой линейки, определите количество слогов в слове, выделите ударный слог. Определите первый и последний слог в слове.
Физ.минутка
Поменяй местами в слове гласную А на гласную Я.
Мал, рад, завал, сад. Что вы интересного заметили? Может ли одна буква поменять смысл слова?
Загрустила буква Я, призадумалась и А.
Помогите им друзья записать слова все с Я.
Пряник, клякса, печка, вишня. Проверим, так ли у вас получилось? Должно быть 3 слова.
Используя слова плакса, клякса проговорим скороговорку:
Валя плакса, в тетради клякса.
Задание № 3
Запиши эту скороговорку с помощью «ленивого» диктанта. Выдели буквы А, Я.
( А АА, А ЯА.)
Сколько слов в этом предложении?
Какие гласные встречаются в 1,2,4,5 словах?
Кто знает, тот руку поднимает!
Работа над словообразованием:
Определи детенышей.
Белка прыгала к…. Выдели ударный звук, назови орфограмму.
Лось шагал к своим…. (ча-ща)
Торопился волк к
А лиса неслась к……
Работа над деформированным предложением:
Таня, Оля, и, играли, лужайке, мяч, на, в. (Таня и Оля играли в мяч на лужайке)
Составление схемы предложения по разрезным карточкам.
Итог. Чему мы учились?
Работа со слоговой таблицей. Расшифровка. 69-68-24 + Ц = МОЛОДЕЦ!!!!!
А | Е | И | 0 | У | Ы | ю | Я | |||||||
БА | 1 | БЕ | 21 | БИ | 41 | БО | 61 | БУ | 80 | БЫ | 100 | БЮ | 117 | БЯ 133 |
ВА | 2 | BE | 22 | ВИ | 42 | ВО | 62 | ВУ | 81 | ВЫ | 101 | ВЮ | 118 | ВЯ 134 |
ГА | 3 | ГЕ | 23 | ГИ | 43 | ГО | 63 | ГУ | 82 | ГЫ | 102 | ПО | 119 | ГЯ 135 |
ДА | 4 | ДЕ | 24 | ДИ | 44 | ДО | 64 | ДУ | 83 | ДЫ | 103 | дю | 120 | Дя 136 |
ЖА | 5 | ЖЕ | 25 | жи | 45 | жо | 65 | ЖУ | 84 | 104 | жю | 121 | ||
ЗА | 6 | ЗЕ | 26 | зи | 46 | зо | 66 | ЗУ | 85 | ЗЫ | 105 | зю | 122 | Зя 137 |
КА | 7 | КЕ | 27 | ки | 47 | ICO | 67 | КУ | 86 | КЫ | 106 | кю | 123 | Кя 138
|
ЛА | 8 | ЛЕ | 28 | ли | 48 | ло | 68 | Л У | 87 | лы | 107 | лю | 124 | Ля 139 |
МА | 9 | ME | 29 | ми | 49 | МО | 69 | МУ | 88 | мы | 108 | мю | 125 | Мя 140 |
НА | 10 | НЕ | 30 | ни | 50 | но | 70 | НУ | 89 | ны | 109 | ню | 126 | Ня 141 |
IIA | 11 | 1IE | 31 | ни | 51 | по | 71 | 11У | 90 | 111)1 | 110 | шо | 127 | Пя 142 |
РА | 12 | РЕ | 32 | РИ | 52 | РО | 72 | РУ | 91 | РЫ | 111 | РЮ | 128 | РЯ 143 |
СА | 13 | СЕ | 33 | СИ | 53 | со | 73 | СУ | 92 | сы | 112 | сю | 129 | Ся 144 |
ТА | 14 | ТЕ | 34 | ти | 54 | то | 74 | ТУ | 93 | ты | 113 | по | 130 | ТЯ 145 |
ФА | 15 | ФЕ | 35 | ФИ | 55 | ФО | 75 | ФУ | 94 | ФЫ | 114 | ФЮ | 131 | |
ХА | 16 | ХЕ | 36 | хи | 56 | хо | 76 | ХУ | 95 | хы | 115 | хю | 132 | |
ЦА | 17 | ЦЕ | 37 | ци | 57 | цо | 77 | цу | 96 | цы | 116 | |||
ЧА | 18 | ЧЕ | 38 | чи | 58 | чо | 78 | ЧУ | 97 | |||||
ША | 19 | ШЕ | 39 | ши | 59 | шо | 79 | ШУ | 98 | |||||
ЩА | 20 | ЩЕ | 40 | щи | 60 | ицу | 99 |
Гольдер Алина Васильевна
учитель-логопед МБОУ СОШ № 6
г. Ноябрьск