Фонематический слух — основа успешного обучения в школе

Как самостоятельно проверить фонематический слух и способствовать его формированию дома. Консультация для родителей.

На своих консультациях мне часто приходится сообщать родителям, что у их ребёнка недостаточно сформирован фонематический слух. Внимательные родители и сами замечают, что речь их малыша значительно отличается от речи сверстников. Надо отметить, что не всегда в условиях логопедической работы удаётся добиться быстро положительных результатов. Это проявляется в том, что ребёнок изолированно (то есть отдельно) произносит звуки, а в самостоятельной речи пропускает их или смешивает, так как не слышит собственных ошибок, не понимает разницы между правильным и неправильным произношением. Это главным образом связано с недостаточной сформированностью фонематического слуха. Что такое фонематический слух? Почему так важно его формировать?

В норме речевого развития к 5 годам дошкольники свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но, к сожалению, бывает так, что при нормальном слухе и интеллекте, задерживается формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Дети обучаются речи со слуха, но не многие знают, что «слухов» у человека несколько. Физический слух даёт нам возможность слышать звуки окружающего мира: шум дождя, ветра, щебет птиц, мурлыкание кошки и т.д. Музыкальный слух, характерен особой тонкостью, позволяет различать музыкальные произведения, наслаждаться музыкой. Речевой слух способствует различению тонкостей звучащей речи. В речевом слухе содержится ещё один- фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Дети, о которых мы говорим, не до конца усваивают фонематическую систему языка. Им трудно различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет различать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого, например: “коза” и “коса”, “башня” и “басня”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т.д. Незначительные изменения – по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове и смысл совершенно меняется!

Как правило несформированность фонематического слуха выражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не дифференцирует на слух некоторые звуки и не овладевает их правильным произношением. Трудности возникают во время обучения чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия. У ребёнка снижается успеваемость, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, значительно понижается самооценка.

Для того, что бы устранить фонематическое недоразвитие, необходимо проводить систему работы по его формированию фонематического слуха и восприятия.

Систему логопедической работы по формированию у детей фонематического слуха и восприятия можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап — узнавание неречевых звуков.
2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап — различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап — дифференциация слогов.
5 этап — дифференциация фонем.
6 этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

На каждом этапе формирования фонематических процессов осуществляется определённое логопедическое воздействие.

На первом этапе через специальные игры и упражнения развиваем у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Они способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях дети учатся слышать звуки за окном: Что шумит? (дождь). Что гудит? (поезд). Кто поёт? (мальчик). Что шуршит?(сухие листья под ногами). Усложнение задания: внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из комнаты, из кабинета инструктора по физкультуре, из коридора и т.п..

Весь второй этап ребёнка учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например: «Далеко — близко?», «Угадай, кто тебя зовёт?» и так далее.

Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).

На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу с игр такого плана: «Эхо» или «Повторялки», взрослый произносит несколько слогов, например да — да — да – та; па-ба-ба-ба, дети определяют, что здесь лишнее. Далее звуковые ряды усложняются.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Дети учатся дифференцировать гласные звуки. Детям предлагаются картинки с изображением поезда, девочки, птички, даётся показ: «Поезд гудит у — у — у — у; девочка плачет а — а — а — а; птичка поёт и — и — и — и». Затем педагог произносит звуки длительно, а дети поднимают картинки соответствующие звучанию.

На шестом этапе происходит формирование навыков элементарного звукового анализа. Детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трёх сложные слова. Затем приступают к анализу согласных звуков, при этом должно соблюдаться определённое условие: сначала ребёнка учат выделять последний согласный звук. Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.

Работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить не только на занятиях (логопедических и по развитию речи с воспитателем), но и в повседневной жизни (на прогулках, во время следования домой и в детский сад, дома с родителями, во время летнего отдыха).

Итогом такой работы будет формирование особого лингвистического отношения к слову, к языковому окружению. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.

Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с “работой” звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, в результате ребенок постигает больше того, что получил непосредственно из уст педагога. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

Будьте внимательны к своему ребёнку и помните, что всё в ваших руках.

Формирование фонематического слуха задерживается, в том случае, если в были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве. Физиологический слух может быть прекрасно развит, а речь (звукопроизношение) может быть правильной. В данном случае родители, как правило не замечают проблемы, пока ребенок не пойдёт в школу и не начнёт неправильно писать. Многим родителям непонятно, почему учитель отправляет на консультацию к логопеду? Зачем, если ребенок чисто говорит?

Как самостоятельно проверить фонематический слух своего ребёнка?

Предлагаю выполнить с ребёнком следующие задания:

1. Предложите ребёнку повторить слоги парами:
СА-ЗА, ГА-КА, БА-ПА, РА-ЛА, ДА-ТА, ВА-ФА.
Повторить цепочки слогов ( по 3-4 слога; важно повторять в точной последовательности и не используя замен звуков).
БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ГА-КА-ГА-ГА.

  1. Отстукивание ритмов. Взрослый показывает, а ребёнок точно их воспроизводит.
    Например: ** ***, *** *, * ***, * *** *. Ритмы могут быть разными, но важно для себя использовать подсказку, записывайте ритмы, для того, что бы можно было проконтролировать правильность воспроизведения ребёнком и самим не запутаться.
  2. Попросите ребёнка показать картинки на заданный звук, например -С-.
    Ребёнок показывает картинки и выделяет данный звук голосом.

Если ваш ребёнок при выполнении каждого задания испытывает трудности и допускает множество ошибок, то необходимо проконсультироваться с логопедом и ежедневно выполнять простые, но в тоже время достаточно эффективные игры и упражнения на формирование фонематического слуха, например:

Игра «Угадай, что звучит?» (формирует умение определять неречевые звук). Взрослый показывает ребёнку предметы (стакан с водой, лист бумаги, колокольчик, металлофон, погремушка, баночка с пуговицами и т.п.), демонстрирует, как звучит каждый предмет. Ребёнку даётся возможность самому подействовать с каждым из предметов. Затем взрослый просит ребёнка отвернуться и определить, что звучит. Усложнение игры: включаем аудиозаписи шума дождя, грозы, ветра, пение птиц, мурлыкание кошки, лай
собаки и т.д.

Игра «Поймай звук» (формирует умение слышать заданный звук из ряда других звуков, слогов, слов).
Взрослый:- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук -ШЖ, З, Ч, Ш, С, Ж…усложняем, теперь в слогах: МА-ША-ЖА-СА-ЖО- ШО…; в словах: МАК, БАК, ШОК, БОК, СТОК, ШТЫК.

Игра «Эхо». Взрослый называет цепочки слогов, ребёнок точно воспроизводит: БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ГА-КА-ГА-ГА; цепочки слов: САДБОТ-КОТ-ГОД…

Игра «Придумай слово на звук» (учить находить слова на заданный звук).
Взрослый: -Придумай слово, чтобы оно начиналось на звук -Ж- Женя, Жанна, живот, жук, жаба..

Игра «Умная машина» (учить выделять первый звук в слове).
Взрослый:- Посигналь домашнему животному первым звуком его названия. Например: утка- У, индюк-И, овца-О.

Игра «Где «живёт» звук в слове?» (учим ребёнка определять место звука в слове: начало, середина, конец).
Взрослый : -Определи «живёт» звук в слове звук -С-?
-Где находится он в слове? (в начале, в середине, в конце).

Игра «Сколько?» (учим делить слова на слоги).
Взрослый:-Давай делить слова на части(слоги). Будем «укладывать» слово на ладошку. На каждый слог-хлопок.
1. ма-ма (2 хлопка- 2 слога), но-га (2 слога)
2. мо-ло-ко (3 хлопка-3 слога), ко-ро-ва (3 слога), зо-ло-то (3 слога)
3. ко-ло-коль-чик (4 хлопка, 4 слога).

Литература:

  1. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников – Санкт–Петербург. 2005.
  2. Голубева Г.Г., Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников – Санкт–Петербург. 2000.
  3. Нартова–Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу – ТОО «Глобус» . М.:2003.
  4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

Хабибулина Мария Александровна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад «Лучик»
г. Гагарин, Смоленская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *