Сотрудничество учителя — логопеда и родителей в коррекции нарушения чтения у младших школьников

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с нарушением речи, актуально и сложно. К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. У многих из них проблемы остаются и в начальной школе. Происходит нарушение процесса чтения (дислексия). Причины дислексии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные.

Успех коррекционного обучения детей с дислексией во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Включение в процесс коррекции родителей, является необходимым условием полноценного развития ребенка. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые принципы, но отличаются лишь пути реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

  • сотрудничество — учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
  • индивидуализация — ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
  • непрерывность и эффективность обратной связи — осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
  • комплексность — координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами.

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Важным условием для успешного обучения детей с нарушением чтения, является организация педагогической и психологической помощи в образовательном учреждении.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в ходе осуществления коррекционно-педагогической работы

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. Принципы совместной работы учителя-логопеда с родителями

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

  • сотрудничество — учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
  • индивидуализация — ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
  • непрерывность и эффективность обратной связи — осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
  • комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

3. Основные направления работы педагога с родителями

Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:

  1. Консультативно–просветительская работа
  2. Оррекционно-обучающая работа
  3. Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

  • Ознакомление с результатами логопедического обследования.
  • Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.
  • Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.
  • Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.
  • Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.
  • Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

  • Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.
  • Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.
  • Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнению заданий.
  • Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

  • Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
  • Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.
  • Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
  • Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
  • Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
  • То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
  • Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

Заключение

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат — это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей — важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Для содействия в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности обучающихся необходимы:

  • ранняя своевременная педагогическая и психологическая диагностика;
  • оказание целевой педагогической и психологической помощи детям с нарушением чтения и письма для устранения потенциальных препятствий к их обучению;
  • регулярная оценка динамики развития и образовательных достижений детей в процессе специализированной помощи;
  • активное взаимодействие родителей с учителем-логопедом и другими педагогами по преодолению речевых нарушений, дислексии и дисграфии;
  • создание в семье благоприятных условий для устранения у ребёнка речевых недостатков.

Дети с речевыми нарушениями требуют к себе особого внимания, личностного подхода и большого терпения, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Родители же, часто сталкиваясь с трудностями в общении сосвоими детьми, не пониманием того, как помочь ребёнку, самопроизвольно отстраняются от работы над педагогическими знаниями и умениями, перекладывая всю ответственность только на педагогов.

Без сотрудничества педагогов, в особенности учителя-логопеда, с родителями успех в педагогической деятельности значительно снижается. Учитель-логопед должен проинформировать родителей о результатах обследования, целях, ожидаемых результатах, предполагаемых сроках работы. Основная задача родителей – закреплять навыки, усвоенные ребёнком на занятиях и при необходимости выполнять с ним домашние задания.

Для того, чтобы родители поняли, насколько необходима и важна их помощь учителю-логопеду, рассмотрим некоторые этапы его работы и участие в них родителей.
Сбор анамнестических сведений. Они необходимы для того, чтобы сделать адекватные выводы относительно логопедического заключения. Важно иметь представление об анамнезе ребёнка, его раннем речевом развитии. Эти сведения позже находят отражение в речевой карте.

Выявление особенностей семейного воспитания. На этом этапе родители обычно заполняют анкету. Эти данные дают возможность проанализировать ближайшее окружение ребёнка, воспитательный потенциал семьи, понимание проблем в его речевом развитии.Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В ней он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

Разработка индивидуального маршрута обучения и подбор индивидуальных программ.Здесь очень важно предъявлять обучающимся единые требования, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, а также вносить необходимые коррективы в их обучение.

Анализ достижений обучающихся, диагностика. На данном этапе учитель-логопед информирует родителей о достижениях ребёнка, о его трудностях. Родители активно участвуют в решении проблем.

Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции. И здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Ниже предлагается анкета для родителей. Она поможет проанализировать, насколько Вы готовы к сотрудничеству с образовательным учреждением и учителем-логопедом
Если учитель-логопед пригласит меня на индивидуальную консультацию, я обязательно приду.

Если у меня возникнут вопросы к учителю-логопеду, я обязательно их ему задам.
Если меня попросят выступить перед детьми и рассказать о своей профессии или хобби, я соглашусь.
Если мне предложат сделать с ребёнком совместную поделку для конкурса, проводимого образовательным учреждением, я соглашусь.
Я всегда посещаю родительские собрания.
Я подхожу к педагогам и советуюсь, с ними, если у моего ребёнка проблемы в обучении.
Я готов принимать участие в мероприятиях для родителей помимо родительских собраний.
Я покупаю по своей инициативе книги и игры, направленные на развитие речи ребёнка.
Я знаю программу, которой руководствуется учитель-логопед при обучении моего ребёнка.

Игры и упражнения, которые помогут Вам сблизиться с ребёнком, расширить общение, развить его память и внимание.

  • «Читаем вместе» (совместное чтение книги каждый вечер, не менее часа. Обсуждение поступков героев, беседы по тексту).
  • «Шифровальщики» (придумать слово по первому слогу, назвать последний слог в слове).
  • «Слова-невидимки» (находить в слове маленькие слова).
  • Составление кроссвордов на различные темы.
  • «Не перепутай» (ведущий говорит слово по заданной теме, следующий игрок повторяет слово ведущего и добавляет своё, третий – повторяет за двумя игроками и только потом добавляет своё и т.д. Количество слов доводим от 10 до 15).
  • «Что увидел интересного» (по дороге в школу и из неё замечать, что изменилось или что увидел интересного. Формировать умение рассуждать, высказывать свои мысли).
  • «Красивые слова» (подбирать к словам-предметам действия, признаки, качества).
  • «Что перепутал художник», «Найди отличия», «Что спрятано на картинке».
  • «Назови буквы и звуки» (назвать правильно сколько букв и звуков живёт в слове, написать слово правильно).
  • «Покажем сказку» (обыгрывание сказки по ролям).

В условиях современной жизни роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается огромный рост детей с нарушениями письменной и устной речи, не только в дошкольном возрасте, но и в младшем школьном. Актуальной проблемой на сегодняшний день, является нарушение процесса чтения (дислексия). Коррекция этого

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей — важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Бадина Мария Юрьевна
Учитель-логопед МБОУ Бондарская СОШ
Тамбовская обл. с. Бондари

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *