Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией

Психолого – педагогические особенности дошкольников с дизартрией.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют неоднородную группу. Так как не отмечается тесная связь между структурой дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия и ее наиболее тяжелые формы, могут проявляться как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.

При дизартрии нарушается реализация двигательной программы речи за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений. Просодические нарушения могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию. Трудность развернутого высказывания при дизартрии может быть обусловлена не только моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Нарушение речевых кинестезий приводят к недостаточной упроченности слов, и в момент речевого высказывания нарушается максимальная вероятность всплывания именно нужного слова. Ребенок испытывает проблемы при нахождении нужного слова. Это проявляется в затруднениях введения лексической единицы в систему синтагматических связей и парадигматических отношений.

Детям со стертой степенью дизартрии характерны эмоционально-волевые нарушения, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы.

Для детей с дизартрией характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.

У данной категории детей отмечаются нарушения в интеллектуальной деятельности детей, эти нарушения могут проявляться в виде сниженной или низкой умственной работоспособности, нарушений высших психических функций. У многих детей выявляется замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа и синтеза, конструктивного праксиса.

В физическом статусе детей дизартриков отмечаются маленький рост, общая физическая слабость, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений, узкая грудная клетка. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в повышенном слюноотделении и слюнотечении, потливости верхних и нижних конечностей.

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой степенью дизартрии свидетельствуют о неврологической микросимптоматике. Это может быть связано с парезами подъязычных и лицевых нервов. У многих детей диагностируется: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. Часто отмечаются трудности моторики верхней части лица (движения глаз, бровей), это приводит к малоподвижности лица, а в некоторых случаях выявляется отклонение языка.

У данных детей отмечаются отклонения в формировании общей и мелкой моторики. Выполнения движений детей характеризуются моторной неловкостью, недостаточной координированностью.

У ребенка страдают навыки самообслуживания, т.е. ребенок не может сам одеться, обуться, зашнуровать шнурки, застегнуть пуговицы, плохо бегает, прыгает.

При стертой форме дизартрии отмечаются нарушения звукопроизношения, которые сочетаются с разнообразными дыхательными, просодическими и фонационными нарушениями.

При данной патологии дети становятся более застенчивыми, малообщительными, нерешительными, пассивными, выключенными из детского коллектива и из школы, так как произношение, хотя и улучшается с возрастом, остается резко отстающим, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи: голос, темп, ритм, интонация.

Исходя из особенностей, которые отмечают авторы, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией определяется тяжестью дефектов и их проявлений.

Таким образом, дошкольники с дизартрией характеризуются дефектами произношения и не развитой связной речью, поздним появлением экспрессивной речи. Им свойственна недостаточная устойчивость внимания, страдает продуктивность запоминания, снижена вербальная память. Они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, отстают в развитии словесно-логического мышления, имеют трудности в координации движений. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., 2006.
  2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
  3. Епифанцева, Т.Б., Киселенко, Т.Е. Настольная книга педагога-дефектолога.
  4. Маркова, А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи.- М, 1963.

Полукарова Арина Андреевна
студентка
г. Курган, Курганская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *