Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Зимующие птицы» в старшей группе
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о зимующих птицах;
- Учить согласовывать существительные с числительными 1, 2, 5.(Одна ворона, пять голубей);
- Обогащать словарный запас по теме «Зима»(Снег – белый, липкий);
- Обогащать глагольный словарный запас.
Коррекционные:
- Развивать координацию движения с речью;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать мышление, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
- Воспитывать усидчивость на занятии.
Оборудование: Предметные картинки зимующих птиц, карточки к игре «Веселый счет», схемы к игре «Накорми птиц», корм для птиц (пшено, сало, кусочек хлеба, зерно)
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года?
Дети: Зима
Логопед: К нам в гости сегодня пришел снеговик, и он нас собой зовет в лес.
- Упражнение «Метель»
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Логопед:
Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Логопед: Вот мы прибежали в лес. А вокруг лежит снег.
- Основная часть.
- «Назови признак».
Логопед: Ребята посмотрите и скажите мне, а какой снег?
Дети: белый, пушистый, легкий, мягкий, мокрый, липкий, рыхлый, чистый и др.
Логопед:
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Логопед: Вот снеговик привел нас в лес, а почему в лесу так тихо?
Дети: Птицы не поют.
Логопед: А почему птицы не поют?
Дети: Птицы улетели в теплые края.
Логопед: А я вижу здесь птичек. Значит не все птицы улетели. Посмотрите и назовите кто это за птички?
Логопед выставляет на доску изображения птиц: сорока, ворона, синица, голубь, воробей, снегирь. Дети называют птиц.
Логопед: Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы?
Дети: зимующие
- «Из чего состоит»
Логопед: Давайте рассмотрим птичек внимательно. Какие они все разные! Давайте снеговику расскажем, из каких частей состоят наши птички.
Дети: голова, хвост, туловище, лапки, глазки, клюв.
Логопед: А хотите сейчас мы с вами превратимся в снегирей. Давайте встанем все и повторим за мной.
- Физкультминутка «Снегири».
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш – кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Логопед: Теперь все присаживаемся на свои места.
- «Кто как голос подает»
Логопед: Дети, а как вы думаете, птицы умеют разговаривать? Мне снеговик сказал, что они разговаривают только на своем языке. Ворона каркает. А сорока что делает – стрекочет. А как воробей разговаривает? Чирикает. А голубь – воркует.
- «Веселый счет?»
Логопед: Снеговик предложил нам выполнить его задание. Давайте посчитаем птичек
Дети: 1 ворона. 2 вороны. 5 ворон.
1 воробей. 2 воробья. 5 воробьев
1 голубь, 2 голубя, 5 голубей.
Логопед: Ребята, а вы знаете почему эти птицы не поют в лесу? Они улетели поближе к человеку. Потому что человек их кормит.
Синичку мы накормим салом.
Воробья – хлебом.
Еще чем мы можем птичек накормить?
- «Накорми птичек»
Логопед: А теперь возьмите схемы и помогите птичкам добраться до их корма
- Итог занятия.
Логопед: О чем мы беседовали?
Дети: О зимующих птицах.
Логопед: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, снегирь, синица, воробей, голубь.
Логопед: Молодцы ребята. Снеговику очень понравилось как вы сегодня занимались и он вам оставил сладкий сюрприз.
учитель-логопед
Михейченкова Ольга Сергеевна
МБДОУ детский сад №144 «Чебурашка» г. Брянска