Конспект логопедического занятия «Космическое путешествие»

 Цель: практическое усвоение понятия «многозначные слова»

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить с понятиями «однозначные слова» и «многозначные слова»;
  • формировать у детей понимание многозначности слов родного языка;
  • сформировать у детей представление о том, что многозначными могут быть различные части речи;
  • формировать умение определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением.

 Коррекционно-развивающие:

  • расширять словарный запас по теме «Строительные инструменты»;
  • актуализировать знания по теме «Космос»;
  • развивать связную речь;
  • развивать навык объяснения слов;
  • развивать словесно-образное мышление;
  • развивать словообразовательные навыки.

Коррекционно — воспитательные:

  • Воспитывать наблюдательность к языковому явлению многозначности слов;
  • воспитывать чувство товарищества;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • развивать самоконтроль;
  • развивать самооценку.

Оборудование: ПК; индивидуальные рабочие тетради на каждого ребенка; магнитная доска; изображения строительных инструментов, ракеты, скрипичный ключ, ключ от двери, родник; наглядная схема по космическому путешествию; определения  «однозначные слова»  и «многозначные слова»; звездочки.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет космическое путешествие! Кто будет самым активным, правильно отвечать на вопросы будет получать звезду. А в конце занятия мы посмотрим у кого больше всего звезд. Скажите пожалуйста, на чем летают в космос? (на ракете) Правильно! Вы готовы оправиться в космос? (Да!)

Ребята, чтобы совершить космическое  путешествие, сначала нам нужно построить ракету. Как вы думаете, что нам для этого нужно? (варианты детей) Ребята, для начала нам нужны строительные инструменты. Послушайте стихотворение:

Мне нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка.

Назовите из стихотворения слова, обозначающие строительные инструменты. (дети называют инструменты, логопед вывешивает на доску изображения инструментов)

Объясните, для чего нужен каждый инструмент:

  • молоток (молотком забивают гвозди.)
  • тиски (для закрепления детали)
  • клещи (клещами вытаскивают гвозди.)
  • ключ (инструмент для завинчивания и отвинчивания гаек)
  • напильник (инструмент для обработки металла, дерева и т.д.)
  • ножовка (пила)

 

Введение в тему занятия

Ребята, как вы думаете, сколько лексических значений у каждого слова? (одно значение).

А теперь внимательно посмотрите на все словечки, одно слово у нас необычное, оно имеет много значений. Как вы думаете, какое это слово? (ключ) Правильно! Что может значить слово ключ? (инструмент, музыкальный знак, ключ от двери, родник) Ребята, слова которые имеют два и более значений, называются многозначные. А слова которые имеют одно значение называются однозначные  (логопед вывешивает на доску определения) Давайте повторим определения все вместе.  Молодцы ребята! Наша ракета готова к полету в космос!

 

Основная часть

Задание №1 Планета Земля

Ребята, с какой планеты мы начнем наше путешествие? (с Земли) Как называются люди, которые живут на Земле? (земляне) Правильно! Ребята, как вы думаете, слово земля однозначное или многозначное? (многозначное) Давайте посмотрим какие есть значения у слова земля. Откройте тетради на стр. 36 (задание № 3). Соедините слово земля с соответствующим словосочетанием

вращение Земли ————-планета

песчаная земля————почва

увидели землю————— суша

земля заповедника——————территория

Физ. минутка

Перед полетом в Космос нам нужно хорошенько размяться (видео — зарядка)

 

Задание №2 Планета Марс (работа на листочках)

Первая планета куда мы попадем — Марс. Ребята, как называются жители планеты Марс? (марсиане). Вот и нам встретился представитель этой планеты. Марсианину нужно составить предложения по картинкам. Но он не знает как это сделать, потому что не знаком с многозначными словами. Но мы то про них уже знаем?! Ребята, поможем марсианину? (логопед вывешивает на доску картинки)

  1. Кисть винограда, кисть руки, кисть для рисования. Какое общее слово у этих картинок? (кисть) Какая это часть речи? (существительное) Слово многозначное или нет? Давайте составим предложения с этими словосочетаниями. Запишите предложения.
  2. Швейная иголка, иголка сосны. Какое общее слово у этих картинок? (иголка) Какая это часть речи? (существительное) Слово многозначное или нет? Давайте составим предложения с этими словосочетаниями. Запишите предложения.
  3. Золотые руки, золотая осень, золотые часы. Какое общее слово у этих картинок? (кисть). Какая часть речи? (прилагательное) Слово многозначное или нет? Давайте составим предложения с этими словосочетаниями. Запишите предложения.
  4. Идёт дождь, идёт человек. Какое общее слово у этих картинок? (идёт). Какая часть речи? (глагол) Слово многозначное или нет? Давайте составим предложения с этими словосочетаниями. Запишите предложения.

Ребята, какие части речи нам встретились в задании? (сущ., прил., глагол) Они все были многозначные? Какой вывод мы можем сделать? (Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи)

 

Задание №3 Планета Юпитер

Ребята, как вы думаете, какая следующая планета? (Юпитер) Юпитер — планета-гигант. Она очень большая. Чтобы успеть познакомиться с этой огромной планетой, нам придется бежать. Ребята, слово «бежать» какая часть речи? (глагол)

Ребята, посмотрите на задание №4. Замените глагол бежит словами близкими по значению.

Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка.

Слова для справки: сыплется, быстро проходит, быстро течёт.

Итог занятия

Молодцы, ребята! Вам понравилось наше путешествие? На каких планетах мы побывали? С какими словами мы сегодня познакомились? Что значит «однозначные слова» и «многозначные слова»? Закрасьте светофоры (рефлексия).

магистрант 1 года обучения ФГАОУ ВО
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
учитель-логопед МБОУ «Гимназия №3»
Увина Мария Владимировна
г.Белгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *