Комплексный подход к обследованию ребенка в условиях психолого-медико-педагогической комиссии
Ведущая роль в решении вопросов диагностики и коррекции отклонения в развитии принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК).
Детей, объединенных понятием «дети с ограниченными возможностями здоровья», становится все больше, нарушения все чаще носят системный характер, затрагивая как психическую, так и физическую сферу, вызывая изменения поведения, деформируя личность. В связи с этим повышается значимость всестороннего обследование детей с целью выявления возможных отклонений в развитии и комплексных механизмов для дальнейшей разработки реабилитационных мероприятий.
По нашим наблюдениям, как, правило родители, (официальные представители) впервые обращаются на ПМПК с детьми 5-6 лет, практически перед началом обучения в школе. При обследовании детей старшего дошкольного возраста мы нередко наблюдаем негативные последствия такого позднего обращения.
На основании анализа историй развития детей нам удалось установить, что основными причинами обращения за консультацией было отставание в психическом и речевом развитии, трудности в обучении, а также поведенческие проблемы.
С началом обучения в образовательной организации картина обращений меняется. Родителей (законных представителей) волнуют, в основном, проблемы успеваемости по одному или нескольким предметам Значительное расхождение жалоб на трудности в обучении между дошкольным и школьным возрастом может быть обусловлено тем, что родители ( законные представители) не видят прямой зависимости между трудностями усвоения учебного материала в дошкольном образовательном учреждении и отставанием в психическом развитии ребенка. Они, как правило, жалуются на плохую память, отсутствие внимания, неумения длительно сосредоточиться на одном занятии, отсутствия должного интереса к восприятию нового, легкий уход от любых трудностей, недостаточно развитую речь.
Жалобы на отклонения в поведении детей дошкольного и школьного возраста уравновешены в количественном отношен. Однако анализ этих причин выявляет их качественное различие.
Жалобы на отклонение в поведении детей дошкольного и школьного возраста уравновешены в количественном отношении .Однако анализ этих причин выявляет из качественные различия.
Так, родители детей дошкольного возраста предъявляют жалобы на двигательную активность, повышенную возбудимость, плаксивость, неусидчивость, драчливость, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, капризность, упрямость, нарушения звукопроизношения. Однако анализ этих причин выявляет их качественное различие.
Кроме того, родителей детей дошкольного возраста волнуют проблемы двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, неусидчивости капризность, упрямство, робость.
Родители детей школьного возраста часто жалуются на другие аспекты поведения: негативизм, конфликтность со сверстниками и взрослыми неуверенность в себе, нежелание учиться и др.
Жалобы на недоразвитие речи в дошкольном возрасте намного превышают аналогичные жалобы в школьном возрасте и качественно не сопоставимы. В дошкольном возрасте они касаются, как правило, позднего становления речи, трудности в звукопроизношении бедного словарного запаса, недостаточного понимания обращенной речи, ограниченности речевого общения.
У детей школьного возраста мы чаще имеем дело с трудностями в овладении навыками чтения и письма, трудностями в построении лексико-грамматических конструкций, неумении правильно передавать содержание текста, выделить главную мысль, составить план пересказа, написать изложение.
При анализе жалоб родителей( законных представителей) можно заметить рост симптоматики ,выявляющей речевую и поведенческую несостоятельность как в дошкольном, так и в школьном возрасте. При обследовании детей выявляется тенденция к увеличению количества сочетанных дефектов. В последние годы у детей раннего и дошкольного возраста наиболее часто диагностируются общее недоразвитие речи разных уровней развития речи, задержки психического развития, дизартрии разного генеза, расстройства аутистического спектра, заикание. В школьном возрасте на первый план выступают энцефалопатические и резидуально-органические расстройства, неврозы и невротические реакции, что, скорее всего, обусловлено трудностями адаптации к школьному обучению Отчетливо выявляются задержки психического развития и недоразвитие речи. У детей среднего и старшего возраста нарастают функциональные нарушения центральной нервной системы и в связи с началом пубертатного периода увеличивается количество эмоциональных расстройств.
Решение задачи реабилитации и социализации таких детей требует всестороннего, комплексного, системного и динамического подхода к вопросам диагностики недостатков развития.
Таким образом важнейшей задачей ПИПК является клинико-педагогическая диагностика отклонений в развитии детей с целью их наиболее адекватной реабилитации и социализации.
Основа правильного заключения и прогноза – комплексный подход к обследованию ребенка в целом. При этом большое значение имеет качественный и количественный анализ данных, полученных в процессе клинико-психолого-педагогической диагностики для отграничения сходных состояний, наблюдаемых при различных дефектах развития.
Качественный и количественный анализ нарушений в свою очередь невозможен без опоры на определенные принципы изучения детей и выбора адекватной программы развития.
Одним из основных принципов диагностики и дальнейшей коррекции является принцип комплексного подхода, т.е. диагностический комплекс должен включать в себя медицинское, психологическое, логопедическое, педагогическое исследование ребенка.
Диагностическое исследование опирается на принцип динамического изучения (согласно концепции Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития).
Важнейшим диагностическим принципом является принцип качественного анализа результатов обследования. Качественный анализ включает в себя особенности отношения ребенка к заданию, понимание инструкции, способность действовать в соответствии с инструкцией, умение контролировать себя и т.д. Диагностические задания следует подбирать с учетом возраста ребенка.
Индивидуальный подход к ребенку в процессе обследования, создание спокойной, доброжелательной обстановки, помогающей ребенку раскрыть свои индивидуальные особенности Необходимо учитывать его настроение, состояние, готовность пойти на контакт. Индивидуальный подход способствует в свою очередь предупреждению ошибочного заключения и выбора образовательного маршрута.
Таковы принципы, которым следует руководствоваться при комплексном подходе к обследованию детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии.
Ораничева Нина Александровна
Учитель-логопед, МАОУ СШ № 3
г. Хабаровск