Подбор игр и упражнений по формированию грамматического строя речи

Игра с мячом «Есть — нет»

Цель: обучение использованию имен существительных в родительном падеже.
Инструкция: вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. — А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. — … У меня есть кубик. — …
У меня есть мяч. — … У меня есть обруч. — …
У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. — … У меня есть подушка. — …
У меня есть коляска. — … У меня есть лента. — …
У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. — … У меня есть колесо.— …
У меня есть полотенце.— … У меня есть полено. — …

 

Игра «Чем угостишь?»

Цель: обучение ребенка употреблению имен существительных в творительном падеже.
Инструкция: Предлагаем закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.
Лису угощу… (рыба).
Лося угощу… (трава).
Белку угощу… (шишки).
Кабана угощу… (желуди).
Зайца угощу… (кора).

 

Ира «Подскажи словечко»

Цель: обогащение речи детей прилагательными и обучение согласованию прилагательных с существительными.
Инструкция: предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные.

Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лед, …
Нож, как бритва, …
Шоссе, как стрела, …
Снег, словно пух, …
Трава, как изумруд, …

 

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: обогащение речи детей прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Человек, который никогда не обманывает,— честный человек.
Человек, который часто лжет, — …человек, (лживый)
Человек, который стремится к достижению цели, — … человек, (целеустремлённый)
Человек, который умеет настоять на своем, добиться нужного результата,— … человек, (настойчивый)
Человек, который отличается упорством,— … человек, (упорный)
Человек, который любит трудиться, — … человек, (трудолюбивый)
Человек, который не любит трудиться, — … человек, (ленивый)

 

Упражнение «Кто кем работает»

Цель: образование отглагольных существительных.
Инструкция: предложите закончить высказывания.

Моя мама учит детей, она учительница.
Мой брат строит дома, он…
Моя тетя продает продукты, она…
Мой папа водит троллейбус, он…
Моя сестра убирает класс, она…

 

Игра «Противоположности»

Цель: образование глаголов с противоположным значением.
Можно провести это упражнение в форме игры с мячом:

надевать — снимать
наливать — …
завязывать — …
зашнуровывать — …
насыпать — …
складывать — …
вносить — …
открывать — …

Свинолупова Марина Райнгольдовна
учитель-логопед, МКОУ «Специальная школа № 80»
г. Новокузнецк, Кемеровская область

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *